Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Романтизм в европейской культуре 19 века: определение, суть, представители

Содержание:

Романтизм в европейской культуре 19 века

Понимание и сущность романтизма в культуре

Феномен романтизма имеет большое значение в процессе эволюции мировоззренческих ориентаций общества и духовной культуры.

Определение 1

Если вникнуть в суть, то романтизм является новым типом исторического мышления, определенным типом культуры, общекультурным движением, которое оказало влияние на все сферы жизнедеятельности общества.

Романтическое мироощущение и мирочувствование нашли также свое выражение в художественной практике и эстетических теориях. Несмотря на универсальность эстетических идеалов и философском обосновании, для каждой отдельной страны была характерна национальная специфика принципов воплощения.

Для эпохи и культуры романтизма характерно особое понимание сущности личности, а также ее возможностей и роли в истории. В романтизме в культурологии основной акцент лежит на уникальности, неповторимости каждого человека. Романистами углубляются традиции индивидуализма, формируется романтический культ личности.

Субъективизм в роли доминирующего признака романтического восприятия

Высокий уровень субъективизма — отличительная особенность художественного мироощущения эпохи романтизма в культуре 19 века. Любой творец сосредотачивал свое внимание на личности, ее внутреннем мире и внутренней жизни. Эстетический центр романтиков — «Я» художника и «Я» творца. На первый план выходит ценность и значимость непосредственно субъекта, человек и индивидуальная психология личности. Если говорить о произведениях искусства, то в них на первый план выходят сильные лирические переживания, страсти, в котором находят воплощение универсальный человеческий опыт.

Особенностью романтического мировосприятия было трагическое переживание противоречий между идеалом и реальностью, а также их несовместимостью. Романтики по большей части были не удовлетворены положением дел и тем, что нет никакой возможности воплотить мечты в реальность. Они томились по идеалу — его поиски составляли смысл их жизни и творчества. В это же время происходит обострение антонимичности бытия и внутренней природы личности.

Для романтического героя всегда характерно чувство неудовлетворенности и раздвоенности. Конфликт происходит во внутреннем мире личности и личностного мироощущения.

Оппозиция «бесконечное-конечное» в творчестве представителей романтизма

Романтики детализировали описания субъективного мироощущения. Так как акцент смещался на субъективно значимое начало, то он подразумевал моделирование идеального мира, а также бесконечных пространственно-временных категорий — они противостояли конечности и ограниченности мира реального.

Под конечным понимается нечто замкнутое, имеющее воплощение в телесной форме, с границами, утратившее возможность двигаться и творить.

Для бесконечного характерна нестабильность, оно находится в процессе постоянного движения и может принимать любую форму. К примеру, принцип бесконечного заложен непосредственно в универсуме.

Бесконечное представляет собой определенный универсальный синтез, в котором все представлено в совокупности и нерасчлененности. Это синтез, в котором нет границ, пределов и форм воплощения, а также тождество противоположных начал (духовного и природного, субъективного и объективного).

Можно выделить определенные характеристики романтического мировосприятия:

  • глубокое субъективное;
  • личное;
  • интимное;
  • религиозное переживание таинственного, незнакомого и религиозно-мистического.
Замечание 1

Все это характерно, в том числе, и для романтизма в русской культуре 19 века.

На всех уровнях романтического художественного мироощущения и сознания присутствует дихотомия «конечное — бесконечное». Оно находит выражение в таких оппозициях как «наивное — сентиментальное», «хаос — гармония» и др.

Если говорить о видах искусств, то такая дихотомия выражается в оппозиции «скульптура — музыка». Музыка в этом случае представляет собой нечто образное и текучее, а скульптура — образную твердь. Между ними находится живопись.

Как видно, романтизм в культуре 19 века — это сложный феномен в виде синтеза, проявляющийся в специфике художественного мышления и мировосприятия в целом. В основе романтизма в мировой культуре лежала личность, человек и его борьба с миром, а также конфликт идеала и реальности, бесконечного и конечного. С этой точки зрения значение романтизма в европейской культуре XIX века сложно переоценить.

Навигация по статьям

Выполненные работы по культурологии
  • Культурология

    Научный и художественный взгляды на мир

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Выполнена:

      23 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      900 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Не нужна правка содержания

    • Вид работы:

      Исправление и доработка готовой работы

    • Выполнена:

      12 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      2 000 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Театральная цензура Москвы в е гг XX века

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      12 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      11 200 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Диалог культур и культура диалога в XXI в

    • Вид работы:

      Исправление и доработка готовой работы

    • Выполнена:

      11 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      2 000 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    утрата традиционных культурных ценностей

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      24 мая 2024 г.

    • Стоимость:

      1 500 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Технология ОДКН сновы духовнонравственной культуры народов россии а

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      29 апреля 2024 г.

    • Стоимость:

      900 руб

    Заказать такую же работу