Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Особенности биологического направления в культурологии
Содержание:
- 06 октября 2023
- 6 минут
- 1813
Суть биологической культуры и направления
Биологическая культура — это что?
Биологическая культура человека как направление появилось в результате желания дать обоснование развитию культур как с учетом исторических, так и с учетом биологических факторов.
Среди ученых, которые были связаны с исследованиями эволюции культуры, были:
- Л. Флобениус;
- А. Бастиан;
- Г. Спенсер;
- К. Бюхнер;
- А. Габино.
Все они в своих трудах так или иначе описывали элементы биологического подхода к анализу культур. Центральная мысль биологического направления заключается в том, чтобы заменить анализ исторических факторов развития культур на биологические. К примеру, в работах Л. Флобениуса можно обнаружить попытку отождествления развития организма и культуры: он сравнивал культуру с живым существом. В работах А. Бастиана также можно найти сравнения элементарных клеточных культур с клетками живого организма.
В истории науки эта идея положила начало двум вариантам развития.
В первом случае этнокультурное многообразие сводится к расовым или антропологическим свойствам носителей культуры — это привело к появлению расизма.
Во втором случае культура утрачивает свою историческую специфику, ее особость как форму существования. Отличия от мира животных признаются только в количественном отношении.
В противовес этому направлению выступала внебиологичность культуры. Дадим определение внебиологичности культуры.
Истоки идей расизма
Расистские концепции появились потому, что культурологи, опираясь на эволюционный подход, не могли найти ответ на вопрос, почему одновременно существуют культуры прогрессивные и примитивные, традиционные и архаические. Если смотреть на законы развития, общество должно проходить определенные стадии развития: ом менее прогрессивных к более прогрессивным. Согласно такой логике, неразвитые общества просто не могут существовать.
Все это легло в основу суждений некоторых ученых о том, что существуют высшие и низшие культуры. Высшие культуры отличаются другим мышлением. Отсюда — теория о существовании доброго, честного и наивного дикаря в сравнении со стоящим на высокой ступени развития европейцем.
Важно обозначить, что в работах Г. Спенсера и К. Брюхнера, которых можно называть последовательными эволюционистами, присутствует искаженное изображение особенностей культур неевропейских народов. Также они писали о делении расовых типов на высшие или европейские и низшие или неевропейские.
Большую популярность идеи расизма получили в США. Там они служили оправданием отношения к неграм как к низшей расе, которая нуждается в регулярной опеке и поддержании в культурном состоянии.
В 1853 году появляется манифест «Опыт о неравенстве человеческих рас». Его автором был французский аристократ и дипломат А. Габино. В этой работе различные судьбы стран и народов базируются на расовых особенностях, специфике организма, а также внешних особенностях. Автор считал, что расы отличаются одна от другой по красоте, физическим признакам, особенности создавать и усваивать культуру. В этой классификации на вершине находилась «белая раса», элита которой состояла из ариейцев. Низшая раса была за «черными». Чуть более развитой, чем «черная», была «желтая» раса.
Эта идея в определенной, более научной форме, представлена в трудах французского ученого Ж. Ляпужа, а также немецкого ученого О. Аммона. Способности человека, по их мнению, зависела от длины головы. Длинноголовые и белокурые (европейцы) создают лучшую культуру. Также расовые концепции находят воплощение в работах Л. Вольтмана, который придерживался мысли о превосходстве европеоидной расы (кавказской), а также Х. Чемберлена, который отдавал предпочтение тевтонской расе.
Возникновение теории негритюда
После второй мировой войны, в 60-е гг 20 века освобождение от колониальной зависимости получило множество африканских стран. Здесь была создана афроцентрическая концепция культуры, которая стала своеобразной реакцией на европоцентрическую. Ее создание принадлежит Л. Сенгору: ее стали называть «негритюд». В ее основе — мысль о том, что белый человек является разрушителем, он находится в дисгармонии с собой и природой. Африканская же культура выступает жизнеутверждающей.
Основное направление деятельности биологического направления сводилось не только к расовым проблемам. Оно также занималось исследованием соотношения в социуме природно-биологического и социокультурного, врожденного и приобретенного, а также вопросами наследуемости общеродового культурного опыта человека.
Навигация по статьям