Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Единство человечества в культуре: Европа в восприятии Востока, формирование культурного единства
Содержание:
- 07 марта 2023
- 7 минут
- 155
Единство человечества в культуре
Европа в восприятии Востока
С одной стороны, основной идеей европоцентризма было то, что западная культура должна была держаться обособленно. С другой стороны, она пыталась понять и найти истоки общечеловеческих ценностей.
Представители Запада придерживались мысли о том, что единство человечества — в культуре. Поэтому все народы мира должны идти путем европоцентризма, что приведет к обретению всеобщего единства. В этом плане удобной мыслью была мысль, что Восток — это «недоразвитая» человеческая культура. В разных случаях эту идею постоянно наполняли удобным для европейцев смыслом.
В европейской цивилизации можно выделить несколько исторических направлений:
- просвещение;
- романтизм;
- модернизм;
- новейшая западная философия;
- постмодернизм.
Эти направления — крайне важны в истории Европы. Все они ставили перед собой цель соотнесения и сопоставления своих идей и идей Востока. Идеологи зарождающейся буржуазии отождествляли культуру с «просвещенностью». Интересно, что представители диких народов запада считали несостоявшимися как раз европейцев. В рамках рационализма 17-18 веков очень часто приводят пример «дикарей» — их культуры еще не были испорчены цивилизацией. В рационализме того времени одно из ведущих мест занимало понятие «естественных свойств человека». По этой причине те, кто занимался просветительской деятельностью, нередко апеллировали к восточным культурам.
К примеру, в своей книге «Блюзы и 20 век» советский музыковед Валентина Конен пишет о том, что европейцы не заметили красоту и особенность афроамериканской музыки не потому, что презрительно относились к чернокожим, а в силу особенностей художественной психологии — они сформировались в 17-19 веках. Такие психологические особенности не позволили европейцам оценить по-настоящему красоту музыку чернокожих и разобраться в звуковой логике.
Если говорить об искусстве поколений после эпохи Возрождения, то оно не концентрировалось ни на восточном, ни на неевропейском искусстве в принципе.
В эпоху просвещения ученые приходят к тому, что история — это движение, но это движение происходит только в одном направлении. В рамках этой мысли применялись некоторые внеисторические понятия: разумность, заблуждение, страсти и др. К примеру, в противопоставлении разумности использовались заблуждения и страсти. Разумность считалась всеобъемлющим средством общественного развития. Такое развитие понималось как распространение европейской культуры по всем территориям планеты. Просветители считали, что поступление сигналов должно происходить непрерывно. Они должны поступать на бессознательном уровне. Однако цель у этих сигналов всегда является осознанной и реальной, а именно — господство европейской цивилизации по всему миру.
Как формируется культурное единство человечества
Мысль и концепция, сводившаяся к единству человечества в единой культуре, подтолкнула к тому, чтобы искать универсальную культуру. Ученые и философы начали говорить о том, что все люди так или иначе имели принадлежность к единой культуре и единому народу. Между ними наблюдалось как духовное, так и религиозное единство. Но позже, в силу необъяснимых причин, народы разделились на разные группы. В результате изоляции произошло индивидуальное развитие этих человеческих групп.
Философам эпохи Просвещения принадлежит следующая мысль: человеческий род на планете представляет собой одну и ту же породу людей. Человечество состояло не только из европейской культуры, но и культур многих других народов. Ученые того времени, такие как Вольтер, Гердер, Монтескье, считали, что имело место идейное объединение народов в единую историю целого мира.
Этот период был знаменателен тем, что байки о дикарях постепенно стали уходить в прошлое. Например, Гердер с симпатией относился к индийцам, указывая на их душевную гармонию, но, в то же время, осуждая их излишнюю покорность. Он также говорил осуждающе о Европе как завоевательнице и колонизаторке других народов, но будущее он видел скорее в Европе, в которой были сосредоточены силы для прогрессивного развития всего человечества.
В качестве доказательств Гердер использовал материалы об Индии, которые на протяжении многих лет собирали другие ученые и исследователи. Однако без учета особенностей восточной культуры сложно себе представить полноценное развитие всего человечества.
Первым немцем, который освоил санскрит, был немецкий поэт и писатель Ф. Шлегель. Санскрит — древний литературный язык Индии. Изучил он этот язык в процессе работы над переводом Рамаяны — известной древнеиндийской поэмы. В этой поэме он обнаружил героическое сказание, почитавшееся немецкими романтиками. Позже Шлегель напишет «О языке и мудрости индийцев», где покажет некоторые сходства древнего эпоса индийцев и древнего эпоса Греции. Были и такие представители просвещения, которые высказывали недовольство, что романтики исследуют древнегреческий эпос. При этом, они и сами довольно часто сравнивали древнеиндийский и древнегреческий эпосы.
Представители романтизма были в восторге от очередного обретения индоевропейцами прародины. В этом период начала формироваться оценка восточной философии. В частности, немецкий просветитель Гегель занимался оценкой индийской философии.
Гегель написал довольно известную работу: «Философия истории». Она посвящена развитию духа человечества, а также описанию стадий человеческого развития. Исследования привели Гегеля к концепции Иран-Индия-Египет. В Иране он нашел начало огня и светоносную сущность, в Индии — начало растительных и животных форм, а в Египте — самопорождение в инстинктивном виде.
Навигация по статьям