Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Этологический подход в изучении культур
Содержание:
- 16 октября 2023
- 5 минут
- 154
Общая информация об этологическом подходе
Новое направление в изучении культуры — этология культуры человека — появилось в конце 20 века на стыке различных дисциплин и наук: этологии, этнологии, психологии и физиологии.
Объект исследования этого направления — традиционные общества, которые сравниваются с современной индустриальной культурой.
Предметом изучения этологии является:
- дети в различных культурах в своем естественном или досоциальном состоянии;
- схожие черты в функционировании животных и людей;
- развитие детей в отногенезе, сравнение поведения взрослых в современном обществе и естественных культурах, которые сохранились.
Также можно сказать, что анализирует этология:
- развитие индивида с детского возраста и до состояния взрослого в разных типах культур;
- поступательное движение жизни человека от животного к культурному. Это путь от высшего животного к ребенку, а далее — к этносоциальному человеку.
Основателем этологического подхода является И. Эйбл-Эйбесфельдт, который написал работу «Этология человека». До него это направление развивали Н. Блуртон-Джонс, У. Макгрю, М. фон Кранах, П. Экман, Дж. Боулби, Е. Соренсен, У. Фризен, Р. Хайнд.
Что является предметом и объектом изучения этологии
Есть 3 основных направления, которые лежат в поле интересов этологии:
Один из основополагающих моментов в становлении человека как культурного существа — ритуал. Это важное понятие в этологии.
Коммуникация — тоже важное понятие этологии. Коммуникация представляет собой синхронизацию стимульно-реактивного механизма в случае наличия специфических сигналов.
Особое внимание уделяется изучению невербальной коммуникации, в частности, эмоционально-жестовой формы. С коммуникацией связана потребность индивида в общении и, в то же время, в уединении. Благодаря анализу стало понятно, что в случае регулирования этой потребности человек пользуется социально-психологическим механизмом «я-другие». Ученые получили результаты, что современный большой город удовлетворяет только одну человеческую потребность: потребность уединения (иногда она доходит до изоляции). Это превратилось в настоящую проблему современного общества. Уединение имеет смысл только если есть общение (индивид может вести диалог даже с самим собой).
Еще одно актуальное направление — исследование эмоционально-психологических состояний человека в традиционном и современном обществе. В центре внимания ученых — вопрос агрессивности, насилия и привязанности. Помимо этого, ученым были интересны и другие состояния: страх, враждебность, ненависть, любовь, тревожность. В случае привязанности можно говорить о том, что она уже с детства формирует полноценного человека и нейтрализует агрессивность.
В деле нейтрализации агрессивности в обществе важную роль сыграли различные ритуализированные игры. Об этом размышлял, в том числе, И. Эйбл-Эйбесфельдт. Он занимался исследованием видов и функций ритуалов.
Первая функция ритуалов — сплочение и содружество. Вторая — социальная система торможения агрессивности. С этой целью были придуманы правила в рамках поединков, ритуалы, благодаря которым разрушительные импульсы выходят наружу в культурно-приемлемой форме. Еще одна функция — нейтрализация межличностной агрессии. Здесь основная роль отводится невербальной коммуникации (улыбке, доброжелательной мимике). Также функция ритуалов — помощь человеку в победе над страхом незнакомого окружающего мира.
Вклад И. Эйбл-Эйбесфельдта в объединении социального поведения, онтогенетического развития человека, коммуникации в разнообразных формах (обонятельная, осязательная, вербальная, визуальная), а также роли пространства в традиционном и современном обществах.
Если вы собираетесь писать реферат на тему этологического подхода к изучению поведения ребенка, то вам стоит ознакомиться с работами И. Эйбл-Эйбесфельдта.
Навигация по статьям