Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Кризис историзма и европоцентризма в культурологии
Содержание:
- 03 ноября 2023
- 7 минут
- 457
Европоцентризм — это что
Также евроцентризмом можно назвать превосходство образа жизни европейских народов, а также указание на особую их роль в мировой истории.
В рамках европоцентризма и геополитики исторический путь, который прошли западные страны, считается единственным правильным или должен служить своеобразным образцом.
Говоря о европоцентризме, стоит сказать, что такое восприятие было свойственно европейской науке на протяжении всего времени. Европоцентризм в философии — это постоянное возвеличивание Запада самого себя. Европоцентризм — это явление в философии, на формирование которого повлияли различные крестовые походы, путешествия и географические открытия, колонизация и покорение новых территорий.
Со временем европейцы стали думать, что их уклад жизни, культура, искусство, политика, религия и философия идеальны и единственно правильные. Все остальное — неправильное. Цель Запада в рамках европоцентризма — борьба с неправильным восточным миром.
Начало евроцентризма можно увидеть еще в Древней Греции, которая пыталась противопоставлять себя «варварам» с востока. Греческое было принято считать идеальным, а варварское презиралось. Все это стало фоном для идей европоцентризма.
Период раннего средневековья характеризуется ослаблением культурных, экономических и политических связей Запада с остальными государствами. Единственным скрепляющим элементом европейской жизни в это время было христианство. В это время европейцы воспринимали Восток как что-то далекое и довольно экзотическое.
Новый этап роста европоцентризма в культурологии — это эпоха Просвещения (европоцентризм 17 века и геополитика). В период господства разума происходит формирование однонаправленной концепции, в соответствии с которой единственное и верное направление развития общества и науки — европейское.
Люди в это время считали, что главное в жизни — это разум. И европейцы продвигали эту идею по всему миру. Западные люди считали, что всех, кроме европейцев, можно причислять к полноценным людям довольно условно. Потому что, в отличие от западных людей, они еще не находятся на должном уровне социального, культурного, политического и экономического уровня.
Постепенно стала формироваться идея европоцентризма, в основе которой лежало восхваление всего европейского. Противоположная идея европоцентризму — это востокоцентризм.
Кризис европоцентризма
Пик европоцентризма в международных отношениях пришелся на конец 19 века, после которого начался упадок европоцентризма. Основные проблемы европоцентризма заключались в следующем:
- эволюции европейского и российского пролетариата;
- появлении идей замены европейского капитализма — на смену ему приходит социализм и коммунизм;
- начале освоения другими народами разнообразных сфер общественной жизни — культурной, экономической и научной;
- формировании в колониальных странах революционных движений, которые выступали за свободу прав людей. Такие движения можно обнаружить в разных социальных классах, таких как интеллигенция, пролетариат, студенчество и др;
- появлении национально-освободительного движения восточных стран. Оно получило название «пробуждение Азии».
Сущность европоцентризма в этих условиях стала нежизнеспособной и начала проваливаться в кризис. Начиная с 1850-х гг. становилось популярным движение, в основе которого лежали идеи, противоположные характерным для европоцентризма представлениям. Это новое движение стали называть марксизм. Его родоначальники — К. Маркс и Ф. Энгельс. Их критика европоцентризма сводилась не к отрицанию идей прогресса и его роли в жизни человечества. Они считали, что всем народам не нужно следовать идеям европоцентризма — отличной заменой будет коммунизм. Идеологи не считали культуру Европу единым целым: в ней прочно присутствовали классовые различия.
Здесь стоит упомянуть российского и американского социолога и культуролога П. Сорокина, автора теории культурной динамики. Она говорит о том, что история развития человечества представляет собой смену различных культур. Для каждой цивилизации характерен постепенный приход к застою, она утрачивает способность к созданию, погружается в кризис, а после вытесняется другими культурами. Сорокин считает, что европейская культура уже себя исчерпала в 20 веке. Нормы и ценности, продвигаемые западом, уже не нужно продвигать. Если их забудут, это будет оценено не отрицательно, а положительно.
Европоцентризм мировой культуры, его истоки и причины, а также критика были представлены в работе немецкого философа О. Шпенглера «Закат Европы». В ней ученый подробно описывает, как развивались различные независящие одна от другой культуры. Шпенглер говорил о том, что любая культура особенна и индивидуальна, с собственным жизненным путем, со своими началом, расцветом и закатом.
На упадок цивилизации, по Шпенглеру, указывают:
- рост количества городов и мегаполисов;
- глобализация во всех областях и сферах деятельности человека;
- господствующее пространство над временем;
- мировые войны. Одержавшие победу страны стремятся к мировому господству.
Шпенглер считал, что все это свойственно западной культуре.
Кризисом европоцентризма также интересовался английский историк и социолог А. Тойнби, который считал, что история — это совокупность отдельных культур. Нет необходимости грести всех одной гребенкой. Главный момент его концепции — культуры отличаются друг от друга, среди них нет правильных и неправильных, европейская культура должна с этим смириться.
В этом тексте мы разобрались с европоцентризмом мировой культуры, его истоками и причинами. Интересным заданием будет составить таблицу мировоззренческих установок европоцентризма.
Навигация по статьям