Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Философия Гегеля в качестве теории культуры
Содержание:
- 04 октября 2023
- 6 минут
- 397
Общая характеристика эпохи в рамках философии культуры Гегеля
Немецкая философия второй половины 18 — первой половины 19 вв. значится в истории мировой философии как классическая. Немецкая философия этого периода — органическая часть европейской философии Нового времени. Ее начало было положено такими деятелями как Декарт и Бэкон.
Согласно Гегелю, культура — это нечто, что можно отнести к светскому и просветительскому, а не религиозному. В эпоху Просвещения был популярен такой девиз: имей мужество использовать свой ум.
Новое мировоззрение и, соответственно, теория Гегеля, базировались на представлении, что индивид является свободным, активно-деятельным и суверенным.
В высказываниях Гегеля о культуре значится: философия — это современная ей эпоха, постигнутая в мышлении. Представители немецкой классической философии, среди которых была гегелевская концепция философии, отлично отразили ритм, динамику и запросы своего времени. В работе с культурой Гегель, как философы, изучали историю и человеческую сущность.
Многие философы, такие как Кант, Шеллинг, Фихте, а также Гегель и гегелевская концепция культуры, отводят философии высокие позиции. Они представляют ее как строгую и систематическую науку. При этом, такая наука является специфической в сравнении с естествознанием.
В основе концепции культуры Гегеля лежит почтительное отношение к науке и научности, а также к человеческому разуму.
Гегель: искусство, религия и философия
Философия и культура Гегеля ставила несколько важных задач, среди которых главной была задача поиска основ и фундаментальных принципов философии. Оснывным стремлением Гегеля было найти особый взгляд на философию. В своих размышлениях Гегель пришел к тому, что философия должна брать за основу феноменологическую модель.
Вершина философии йенского периода — феноменология духа Гегеля. Если вкратце пересказать смысл феноменологии духа, то можно отметить в ней 3 основных раздела: сознание, самосознание и абсолютный субъект.
В своих работах Гегель пытался представить науку как определенную систему. Феноменология духа — это критический анализ предшествующей философии. В этой работе Гегель ставит довольно много задач.
Главная задач, заключенная в этой работе — интерпретация основных философских понятий: дух (субъективный, объективный и абсолютный), мышление, логическая идея, разум и рассудок.
Философия как теория культуры
Из чего по мнению Гегеля возникает культура? В чем состоит природы культуры по Гегелю?
В ходе изучения культуры появилась мысль о том, что взгляд на культуру может быть выражен в виде всесторонней практической и символической реализацией человеческого разума. Такая идея стала своеобразным прорывом.
Искусство, религия и философия по Гегелю, а также культура, разум и человек во избегание односторонности восприятия стали разграничиваться. Согласно Г. Гегелю, культура — это реализация разума (мирового или мирового духа).
Мировой дух является собственную сущность и реализуется в судьба народов, находит воплощение в науке, технике, религии и искусстве. Основная цель феноменологии Гегеля — попытка убедиться при помощи науки в неслучайности формулировки принципа философии. Эта формулировка — итог всей мировой культуры. К такому результату пришли мировой дух, дух человеческого рода и дух, правящий миром.
Высшей формой человеческого духа стала философская, а не религиозная. Когда Гегель говорил о мировом разуме, он придерживался оснований собственной теории. Дело в том, что при развитии мировая культура способна найти себя только тогда, когда разнообразие культурных моментов будет восприниматься как саморазвертывающееся целое (а не является результатом индивидуальных усилий). В противоположность, творческая деятельность людей будет связана со скрытой логикой развития мировой культуры.
Также важная часть культуры Гегеля — это выведение наднациональной закономерности мировой культуры: он выразил ее в логике понятий. Общие принципы философии Гегеля лежат в основе анализа пути развития мировой культуры.
Теория идеала в творчестве Г. Гегеля, духовная культура по Гегелю, а также этот анализ и многое другое можно найти в книгах:
- «Философия истории»;
- «Эстетика»;
- «Философия права».
Согласно Гегелю, культура — это воплощение абсолютного духа, а ее развитие во всем многообразия является закономерным процессом, как и развитие философии, искусства, религии и т. д. Гегель положительно относится к многообразию культур. Он считает, что определенная историческая культура — это просто ступень для саморазвертывания мирового духа, стремящегося к полному осуществлению.
Навигация по статьям