Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Взаимосвязь философии, религии и культуры
Содержание:
- 07 апреля 2023
- 8 минут
- 266
Взаимосвязь философии, религии и культуры
Истоки культуры
Само слово «культура» можно сегодня объяснить по-разному. Есть как общие, так и специфические объяснения этого феномена.
Возникновение культуры можно наблюдать уже в первобытном сообществе, когда человеку стало доступно осмысление окружающего мира доступными ему способами и средствами. О начале создания культуры говорят изображения животных и сцены охоты, найденные в пещерах. Также можно говорить о культуре, искусственно созданной человеком в противопоставлении природному миру. С приспособлением природы под себя, вокруг человека стали появляться искусственно созданные вещи вроде одежды, жилища и украшений. Это и говорит о появлении культуры.
В культуру входят самые разные формы материальной и духовной деятельности человека. При этом, материальная (производящая деятельность) ориентируется на преобразование окружающей среды и создание более комфортных условий жизни. В противовес, духовная деятельность концентрируется на осмыслении окружающей действительности и фиксации мира при помощи образов.
Политика, религия, философия, искусство и другие формы общественного сознания — части культуры. Однако в современном понимании с культурой отождествляют непосредственно искусство.
Появление религии
Принято считать, что религия появилась на базе мифологического сознания. Это объясняется тем, что миф был первой формой осмысления человеком окружающей его действительности. Миф создавался в результате попытки человека объяснить природные явления доступным ему способом. Многие исследователи говорят о том, что из мифа вышли все остальные формы общественного мышления, такие как:
- религия;
- философия;
- наука;
- искусство.
Если говорить о религиоведении, то там выделили несколько теорий возникновения религии:
- религиозная;
- промежуточная;
- эволюционная.
Религиозная теория говорит о том, что человека создал Бог, который общался с ним напрямую до момента грехопадения последнего. После грехопадения это общение прекратилось. Бог начал говорить через откровения, пророков, ангелов и посредством богоявлений. Образно говоря, обратную связь человек может давать через молитвы: непосредственно и через посредников.
В основе промежуточной теории лежат современные научные знания и общественные настроения, а также ключевые положения аврамических религий о сотворении мира и человека Богом. Суть теории — в прекращении общения человека с Богом после грехопадения (человек забыл Бога). Задача человека — снова искать путь к Богу. Поэтому каждая религия — это поиск пути возвращения к Творцу.
Этот подход к объяснению появления религии близок концепции прамонотеизма. Она принадлежит немецкому антропологу В. Шмидту. В основе теории прамонотеизма лежит идея о том, что начальная форма любой религии — это монотеизм или единобожие. Со временем оно исчезло или превратилось в тотемизм, язычество и другие немонотеистические формы религии. Примечательно, что научное сообщество не поддержало теорию промонотеизма Шмидта.
Эволюционная теория происхождения религии содержит некоторые ключевые положения. К примеру, вера в сверхъестественное: оно возникает у людей на определенном уровне развития мозга в моменты, когда человек уже не в состоянии объяснить и осмыслить явления природы. В частности, первобытным человеком все явления объяснялись как разумные действия, природные силы считались волей духа, разумного начала — оно было могущественнее, чем человек.
Также древние люди считали, что и высшие силы способны на человеческие эмоции. Существующие в человеческом обществе модели поведения накладывались и на отношения между высшими силами. Согласно сторонникам этого подхода, развитие религии происходило от более простых к более сложным формам. В начале существовал преанимизм, затем — анимизм, а после него в порядке очередности тотемизм, политеизм и монотеизм. В рамках этого подхода существовало мысль о том, что развитие религиозного сознания способствовала закреплению норм морали в обществе и повышала стабильность в социуме.
Философия в виде формы общественного сознания
С появлением рабовладельческого строя возникает и философия как форма общественного сознания. При этом, важно разделять протофилософию и непосредственно философию. У философии появляются четкие очертания, она превращается не только в форму общественного сознания, но и в особую науку (в Древней Греции).
Также философия начинает представлять собой методологическую основу для научного знания, которое базируется на всей совокупности знаний своей эпохи и пробует предоставить объяснения фундаментальным мировоззренческим вопросам о природе мира, общества и человека. К слову, один из наиболее значимых людей мыслителей всех времен — Г. Гегель — считал, что философия является квинтэссенцией эпохи.
Философию также можно объяснить как науку о всеобщем. В этом можно убедиться, если посмотреть на то, что любая научная дисциплина (физика, химия, биология, экономика, психология и др) занимается изучением конкретного круга предметов и явлений. Даже древние мудрецы отмечали тот факт, что есть всеобщие законы: в природе, обществе и человеческом познании. Изучением этих всеобщих законов в их единстве и занимается философия. Поэтому можно сказать, что культура и религия находятся в философии.
Сегодня любой человек задается мировоззренческими вопросами. Люди думают о смысле жизни, о месте в мире, о возможностях в отношении познания реальности, о взаимоотношении между природой и человеком, а также об отношениях между людьми. Каждый человек может сказать, что у него есть свои жизненные принципы и философия. Само отрицание каких-либо принципов — тоже есть принцип.
Поэтому человек не в состоянии избежать размышлений о своей природе и других людях, а также о мире. Крайне важным является размышление и рефлексия в мире большого объема информации, которая мешает человеку заглянуть в самого себя.
Навигация по статьям