Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Места сосредоточения культуры: культура как абстракция, человек и культура
Содержание:
- 21 апреля 2023
- 7 минут
- 97
Места сосредоточения культуры
Культура как абстракция
Есть множество определений культуры — все зависит от области жизнедеятельности человека. Культура может находить выражение и в формах человеческой деятельности, и в абстрактных понятиях.
Где сосредоточена культура — этот вопрос предполагает неверную альтернативу. Под культурой понимают абстрактное явление, она не может быть чем-то конкретным и обозреваемым. Тем не менее, предметы и явленя в рамках этой абстракции присутствуют в реальности. Культуру в определенном смысле можно представить в виде карты. В этом случае карта — абстрактное изображение конкретной территории. Аналогично и культура — это абстрактное изображение человеческих поступков и человеческого поведения. Поэтому можно сделать заключение, что о культуре мы можем судить не по абстрактным общественным проявлениям, а по конкретным поступкам людей.
Поэтому можно говорить о том, что культура является супериндивидуальной. На это есть несколько причин:
- предметы приравниваются к индивидам (поскольку они доказательствами существования культуры);
- целостность культуры не связана с существованием отдельных индивидов.
Также в рамках темы «культура» важным является вопрос, можно ли ее считать причиной чего-либо другого. В рамках общественных наук само слово «причина» не совсем уместное — это связано с тем, что чаще всего она является однонаправленной. Лучше говорить о факторе, определяющем зависимость руководящих импульсов.
Также нельзя говорить о том, что культура что-то определяет. Это связано с тем, что в каждом отдельном случае культура будет определять разные понятия. Также, любое конкретное явление нельзя определить только одной культурой. В отдельных случаях культура — решающее обстоятельство, которое определяет ход развития событий. «Культурный детерминизм» всегда сталкивается с отторжением: аналогично с другими разновидностями детерминизма (географическим и экономическим).
Сосредоточение культуры в человеке
Отметим, что культурное влияние всегда связано с людьми и тем, чем они занимаются. Так, культура всегда представляет собой одно из определяющих обстоятельств. Иллюстрацией этого факта является следующая аналогия:
Больной вирусной инфекцией идет в общество здоровых людей и их заражает. В этом случае причина эпидемии — и непосредственно вирус, и сам больной человек. Как видим, материализация абстракции возможно с учетом того, что и человек, и предмет — возможные носители культуры. Отношения культуры и человека характеризуются пассивным характером — как и вирус, передающийся от больного человека к другим в результате контакта.
Известные культурологии Сорокин и Шпенглер придерживались мнения о том, что культура всегда следует законам прогресса и упадка. Также культуре не подходит такое определение как «суперорганическая»: невозможно говорить о ее существовании, если исчезнут все результаты культурной деятельности человека. При этом культура отличается некоторыми свойствами, учитывая которые можно говорить о ее независимости от прочих взаимодействующих сил. Одно из таких свойств — избирательность. Удовлетворение потребностей происходит при помощи большого количества вариантов. При этом культура может выделить один или несколько вариантов, которые будут наиболее подходящими.
Позже сделанный выбор повторяют другие люди — так явление становится культурным. Люди, которые позже будут усваивать это культурное явление, получат связь не только с настоящим, но и прошлым.
В рамках избирательности также можно говорить о возможных альтернативах. Связи и тенденции общества идут в культуру. Позже появляются новые варианты культуры, которые могут быть следствием взаимодействия с другими культурами.
Основное о культурном сосредоточении
Как видно, разобраться, что представляет собой культура и где она сосредоточена, довольно сложно. Можно выделить два направления:
- можно выделить абстракцию с чертами данного феномена;
- можно выделить определение при помощи анализа культурных явлений. Эти явления поддаются анализу с разных точек зрения, рассматриваются с позиции разных дисциплин, таких как история, философия, социология, антропология, психология.
Важно всегда держать в голове мысль о том, что культура — антропологическое явление, поэтому она всегда будет характеризоваться человеческим содержанием. По этой же причине говорить о культурных явлениях можно лишь в случае применения их к человеку. Нельзя объяснить феномен культуры в рамках социальной теории без информации о человеке — эта информация и раскрывает понятие культура.
Также можно говорить об определении культуры, где она понимается как «социальная наследственность». Это достаточно короткое определение, и оно вполне могло бы использоваться, но в этом случае человек уже занимает пассивную роль.
Культура воспринимается как абстрактное явление — в силу того, что многие из ее элементов невидимы и неощутимы. Изучение понятия «культура» и сейчас сталкивается с различными вопросами. При этом, разные исследователи имеют разные ответы на одни и те же вопросы. В частности, сейчас актуальными и нераскрытыми являются вопросы относительно:
- способов формирования культуры;
- происхождения культуры (не как всеобъемлющего понятия, а бытие конкретной культуры);
- происхождение самобытности культуры, отличия конкретной культуры от других феноменов.
Навигация по статьям