Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Интеракционизм в качестве метода анализа культур
Содержание:
- 27 марта 2023
- 5 минут
- 202
Интеракционизм в качестве метода анализа культур
Определение и суть интеракционизма
Конец 20 века — а именно 80-90 годы — были особенны тем, что в рамках психологического направления начинает активно развиваться метод изучения особенностей культуры с точки зрения этнопсихологии. Такой метод стали называть интеракционизмом.
«Я» — это термин описанного выше метода, который выступает в качестве объекта исследования. В центре этого метода лежит теория символического интеракционизма Д. Г. Мида.
Особенность теории Дж. Г. Мида
Содержанием «Я» человека выступают различные взаимодействия или интеракции, в которые вступает человек, или в которых ему отводится определенная роль. К примеру, в качестве таких ролей можно рассматривать роль сына во взаимодействиях с матерью, роль покупателя в интеракции покупатель-продавец и др.
Для многих интеракций свойственна символическая нагрузка, так как они являются культурно нагруженными. Человека можно рассматривать как существо культурное. Очень часто он начинает себя анализировать — поэтому становится объектом рефлексии, а «Я» этого человека становится примером размышлений.
Важно, что человек становится объектом изучения самого себя только в том случае, когда он начинает производить и усваивать отношение к самому себе окружающих его людей. По мнению Дж. Мида, важным для изучения является не только язык, хотя он и представляет собой носителя культуры, но также и жестовый язык, несущий в себе культурное значение.
Влияние и значение теории Дж. Мида
Высказывания ученого оказали влияние на теорию этничности. К примеру, на учение Дж. Де Во. Кроме того, они легли в основу анализов национальных или культурных особенностей «Я», представляющих разные регионы мира.
В ходе подобных исследований было установлено, к примеру, что фундамент китайского «Я» подразумевает традиции семьи, границы индивидуального «Я» что-то вроде растворяются в интеракциях внутри семьи. В основе индийского «Я» — каста, а американского — индивидуализм.
Интересно, что исследования о народе США носят названия «Одинокая толпа».
Отличительной характеристикой японского «Я» является единство внутренней и внешней сторон, которое подпитывается жизненной биоэнергетикой. Последняя представлена двумя формами: спонтанной и организованной.
Содержание «Я» меняется при изменении современного активного диалога культур, политической жизни, религиозных предпочтений и даже сексуальной ориентации. Также происходит изменение моделей интеракции «Я» во многих культурах.
Современный этап развития содержания «Я»
Результаты этнопсихологических исследований культуры демонстрируют, что существует два явления касательно осознания этнической идентичности. Довольно активным является феномен национального экстремизма, который является искаженной формой национальной идентичности. В основе этого феномена — доведенная до абсурда любовь к собственной культуре и к этнической истории (это ведет к ненависти к культурам других народов). Это приводит к сужению «Я».
А еще национальный экстремизм представляет собой политический инструмент. Он предполагает формирование образа врага (другой идентичности), который ответственен и виновен во всех бедах и несчастьях. К примеру, такое явление можно сейчас наблюдать во всех странах Евросоюза. Результатом национального экстремизма является развитие гиперэтнического типа личности в рамках терминологии Дж. Деверо.
Другой аспект современного развития культуры — идеализация прошлого с внедрением моделей его интеракций в настоящее. Происходит возрождение стереотипов прошлых времен. Такой процесс стали называть фундаментализмом. Он хорошо виден на примере исламских стран конца 20 века. Проявления фундаментализма видны и в России — в виде идеализации жизни общества Советского Союза.
Навигация по статьям