Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Психологическая интерпретация культуры З. Фрейда
Содержание:
- 06 октября 2023
- 7 минут
- 557
Особенности культурологической концепции Фрейда
Психоаналитическая концепция культуры Фрейда — то, что в начале 20 века появилось на горизонте в качестве нового способа изучения вопросов культуры. Эта концепция культуры Зигмунда Фрейда стала закономерным продолжением психологического восприятия культуры. Развиваясь, культурологическая концепция Зигмунда Фрейда была как довольно успешна, так и неуспешна. Тем не менее психологическая концепция культуры остается довольно влиятельной и распространенной, когда речь идет о процессах интерпретации разнообразных культурных явлений.
Вначале психоаналитический подход к изучению культуры воспринимался как теория-миф и вульгарная биологическая теория. Тем не менее концепция культуры Фрейда базируется на следующем положении. Базовое представление о психосексуальном влечении. Вместе с Эдиповым комплексом оно выступает как определяющий мотив развития. Это влечение призвано разъяснять межличностное поведение. Как видно, эти значения не являются ошибочными, они напрямую отсылают к основным аспектам психоанализа Фрейда. Кроме того, он внес большой вклад в изучение культуры, его работы не сводятся только к апеллированию доминирования сексуальных стимулов в культуре.
Психоаналитический подход в культурологии
Как связаны психоанализ и культура? Как Фрейд определяет культуру? Что такое культура по Фрейду? Какова роль психоанализа в культурологии?
Если кратко, то психоаналитический подход к изучению культуры Фрейда — это противоречивая в своем направлении модель изучения культуры, которая использовалась для познания развития исторических обществ на основе индивидуализма. Концепция культуры Фрейда, кратко говоря, была ограничена клиническим подходом. Работая в рамках культурологии, Зигмунд Фрейд анализировал главную проблему, основываясь на исследовании неврозов, истерии, а также поиск лечения психологических заболеваний. Совместно со своими последователями и коллегами Фрейд описал теорию и метод лечения этих патологий.
Конец 19 века ознаменован выходом таких работ как «Защитные невропсихозы», а также статья (соавтор — И. Брейер). В этих работах Фрейд дал обоснование оригинальных методов лечения истерии.
Фрейд считал, что причина неврозов — невозможность выражения собственного «я». Это приводит к разладу внутреннего мира личности с окружающим миром. Это дало возможность антропологической концепции вывести формулировку проблемы «я — другие». Также Фрейд обозначил, что является причиной заболеваний человека. Эта причина имеет связь с утратой смысла жизни и лежит в основе гипотезы о поведенческой стороне неврозов.
Внутрипсихологические взаимодействия личности и их модель
Психологическая концепция культуры Фрейда предполагала разработку внутрипсихологической модели взаимодействий личности. В нее входит:
- глубиннобессознательное или Оно;
- Я — эго, уровень сознательного;
- Сверх — я или супер-эго. Это должествование, мораль, цензура, культурные нормы.
Особенностью психологической теории в культуре было то, что компоненты личности всегда конфликтуют друг с другом. Преимуществом психологической концепции З. Фрейда было то, что в ходе анализа «я» случилось соотнесение с внешними социокультурными условиями. Так психология превращается в науку, изучающую различные этнокультурные стереотипы поведения человека в ходе взаимодействия с идеальными ценностями.
Если вы пишете реферат о концепции культуры З. Фрейда, то важно упомянуть о применении Фрейдом в начале 20 века этой концепции в целях изучения культурных процессов и явлений. Целью ученого было обоснование психоаналитической концепции культуры. Важное место в культуре по Фрейду, если кратко, отводилось символическому значению сюжетов мировой литературы.
Многое из того, что Зигмунд Фрейд пишет о культуре сосредоточено в его работах «Тотемизм и экзогамия», «Тотем и табу». Но наиболее актуальной для ученого была сфера культурной антропологии. Это было связано с тем, что так Зигмунд Фрейд мог применять психоаналитическую концепцию культуры на практике. В работах З. Фрейда важное место занимали психоанализ, религия и культура. Поэтому очевидно, почему он часто занимался изучением проблематики происхождения религии и экзогамии. Подтверждение тому — его работы «Психология масс и анализ человеческого Я», «Болезнь цивилизации», «Моисей и монотеизм».
Помимо определения культуры по Фрейду важным было изучение личности. В основе личности лежит страх, травма, которую неудобно вспоминать. Она находит отражение в ритуалистических изображениях в коллективном сознании. Это если кратко о взаимоотношениях психоанализа, религии и культуры Фрейда.
Также стоит отметить начало формирования первых форм социальной организации. В их основе — подавление инстинктов, появление общественных институтов культуры, религии. Они представляют собой формы организации жизни людей, которые объединены травмой. В концепции Фрейда культура предстает как миф-теория (концепция культуры и происхождение религии). Все потому, что она — результат свободных аналогий и не отягощена доказательствами.
Достижениями концепции культуры Фрейда следует считать изучение культуры в новом аспекте. Фрейд обозначил 3 важных аспекта в зарождении культуры:
- появление культуры связано с первым человеком — это была система фобий, которая включала запреты и ритуалы;
- культура является программой вочеловечивания в своей продуктивной задаче;
- репрессивный характер культуры. Это связано с желанием защитить общество от свободного индивида. Она выступает средством массового регулятора.
Мы разобрались, как культура предстает в концепции Фрейда, какие черты культуры выделил Зигмунд Фрейд, как он основал психоаналитическое направление в культурологии, а также как связаны культура и бессознательное начало человека в концепции Фрейда.
Навигация по статьям