Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Особенности концепции цивилизации в культуре А. Тойнби
Содержание:
- 21 апреля 2023
- 8 минут
- 3407
Особенности концепции цивилизации в культуре А. Тойнби
Определения понятия «цивилизация» и культура по Тойнби
Прежде, чем мы разберемся, что лежит в основе философии культуры А. Тойнби, разберемся с определением цивилизации по Тойнби (и культуры).
Если говорить кратко о культурологической концепции Тойнби, то цивилизация понимается как:
- фаза всемирного исторического процесса, имеющая связь с достижением определенного уровня социальности. Речь идет о стадиях саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы, дифференцированности общественного сознания;
- единство исторического процесса и приобретенной в ходе этого процесса совокупности материально-технических и духовных достижений человечества (человеческая цивилизация в истории планеты);
- находящееся в определенном времени и пространстве общество. Локальные цивилизации — это целостные системы, которые представляют собой комплексы экономической, политической, социальной и духовной подсистем: их развитие происходит согласно законам витальных циклов.
Арнольд Джозеф Тойнби — известный британский историк, философ и социолог. Также он был представителем философии культуры. Главным его трудом считается «Постижение истории», которая увидела свет в 1934-1936 годах. Это 12 томов, в которых ученый пробует проанализировать довольно объемный исторический материал. В своей деятельности ученый продолжал идеи Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера. Он — автор концепции, которая является вершиной в развитии учения о локальных культурах. В чем суть культурологической концепции Арнольда Тойнби?
Концепция культуры Тойнби — это большой труд. В начале теории А. Тойнби стоит утверждение, что исторически анализ должен начинаться с того, что изучаются разные общества с временной и пространственной протяженностью больше, чем национальное государство. Эти общества получили названия «локальных цивилизаций» в теории культуры Тойнби. Всего их насчитывается 23, среди которых:
- западная;
- русская;
- шумерская;
- античная;
- византийская;
- хеттская;
- сирийская;
- иранская;
- майя;
- спартанская;
- оттоманская;
- андская;
- египетская;
- вавилонская;
- юкатанская;
- 2 дальневосточных;
- минойская;
- мексиканская;
- китайская;
- арабская;
- индийская;
- цивилизация Инда;
- эскимосская;
- номадическая;
- 5 мертворожденных цивилизаций.
Важно отметить, что теория локальных цивилизаций А. Тойнби в культурологии говорит о том, что для отдельных цивилизаций была характерна остановка в развитии. Речь идет о номадической, эскимосской, оттоманской и спартанской цивилизациях. Интересно, что количество цивилизаций в работах Тойнби не всегда является одинаковым.
Становление цивилизаций в культурологии по Тойнби
Если говорить кратко, то в чем природа культуры по Тойнби?
Труды ученого полны вопросов, которые связаны с моментом возникновения цивилизаций. По мнению Тойнби, есть несколько условий, при соблюдении которых может возникнуть цивилизация:
- творческое мышление;
- благоприятная внешняя обстановка;
- механизм вызова и ответа (вызов бросает среда, а ответ — за обществом).
Это обеспечивает постоянную динамику общества и культуры по Тойнби, что способствует формированию цивилизации. Динамика культуры у Тойнби — важная составляющая.
Кратко о росте цивилизаций в концепции культуры Тойнби
Важный момент в деятельности Тойнби — изучение процесса роста цивилизаций. Известно, что были цивилизации, которые в определенный момент переставали развиваться. Также существовали мертворожденные цивилизации, которые объяснялись ученым особенностями стадий роста. Ученый считал, что между ростом цивилизации и техническим, научным и территориальным ростом нет связи.
Если говорить с точки зрения межличностных отношений, то это про уход и возвращение творческого меньшинства. Что такое творческое меньшинство по Тойнби? Творческое меньшинство — это люди, которые успешно принимают вызовы окружающей среды. Хотя есть и другие определения этого творческого меньшинства.
Кратко о надломе и разложении цивилизаций в культурологической концепции Тойнби
Среди культур и цивилизаций Тойнби сразу 5 относятся к мертворожденным, а еще 16 перестали существовать. Номадическая и полинезийская остались, но находятся в состоянии агонии. Все, что остались, находятся под угрозой уничтожения или ассимиляции с западной цивилизацией. Как уже говорил, в своих работах Тойнби каждый раз называет разное число цивилизаций, что объясняется постоянной гибелью цивилизаций, исчезновением или нахождением под угрозой исчезновения.
Стадия упадка включает несколько этапов:
- надлом;
- разложение;
- гибель.
Важно, что между надломом и гибелью цивилизации иногда проходит довольно много времени — несколько столетий или даже тысячелетий. Как пример — египетская цивилизация, надлом которой пришелся на 16 век до нашей эры, а гибель — на 5 век нашей эры. Как видно, период разложения длился 2000 лет. Кажется, что все цивилизации обречены на гибель. К слову, европейская цивилизация долгое время демонстрирует надлом и разложение, хотя ученый не теряет надежд, что она возродится.
Признаки и закономерности распада цивилизаций анализируются ученым в 4-6 томах «Постижения истории». Для стадии разложения, к примеру, характерно, что она не может в этот момент адекватно ответить на вызов окружающей среды, а также освоить новые обстоятельства. Таким образом Тойнби делает вывод, что причина гибели цивилизации заключается не в непосредственно убийстве, а в ее самоубийстве.
Для стадии надлома характерны 3 основных признака:
- у творческого меньшинства нет сил для сотворения нового;
- большинство не хочет идти за творческим меньшинством;
- наблюдается потеря общественного интереса.
Так возникают государства вроде Римской империи. В этом варианте большинство условно делится на 2 группы: внутренний и внешний пролетариат. Внешний пролетариат на примере Римской империи — соседи-варвары. Творческое меньшинство входит во внутренний пролетариат. Для него характерен отказ от насильственной политики и формирование новой универсальной религии (в этом случае христианство).
Такой вариант предполагает гибель цивилизации (это случится рано или поздно). При этом, новая религия возьмет на себя роль переходного элемента, с помощью которого будет создана новая цивилизация. Тут же наблюдается агрессивное поведение внешнего пролетариата в отношении универсального государства — и это государство гибнет.
Распад цивилизации — процесс необратимый. Можно только говорить о перерождении одной цивилизации в другую. В работе «Цивилизация перед судом истории» Тойнби отмечает, что развитие цивилизации — циклический процесс. В отличие от развития религии, это восходящий процесс.
Навигация по статьям