Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Взаимоотношения истории и культуры: как связаны история и культура
Содержание:
- 12 июня 2023
- 10 минут
- 485
Взаимоотношения истории и культуры
Связь истории и культуры
Когда появилась культурология? Что изучает история культуры? Что такое культура в истории?
В свою очередь культурная история — это отдельная область знаний, а также гуманитарная наука, которая сконцентрирована на изучении человека: его деятельности, мировоззрения, состояния, социальных связей, организаций и прочего в хронологическом порядке.
Каково происхождение и история слова культура? Когда появилась культура и история? Как появилась культура? Современный человек соприкасается с этими науками постоянно. История представляет собой цепочку событий, уходящих в прошлое. Сознание истории — личностное и общественное — представляет собой взаимосвязи преемственных и изменчивых явлений. Преемственность с прошлым создает определенность настоящего. Так человек видит, кем является, а изменчивость дает нам возможность посмотреть в будущее. Более крепкие преемственные связи позволяют говорить о более творческих возможностях в будущем.
Задача истории — быть объективной, хотя своими корнями она уходит в субъективную человеческую жизнь. Каждый человек стал формировать собственную историю и сохранять эту историческую память. К примеру, в доистореческое время человек совсем не думал о таком понятии, как история — ему было достаточно существования в физическом мире.
История в культурологии кратко — многоплановое понятие: под ней понимают множество судеб разных людей. Каждая культура и народ проходят периоды культуры — становление, расцвет и упадок. При этом, можно отметить взаимодействие культур и народов друг с другом. Каждое новое поколение — это сохранение и увеличение потенциала человечества, а также следование историческому прогрессу.
На чем основана человеческая культура? Современная историческая культура или культурная эпоха основана на многовековой истории нашего государства. История дает возможность для выживания только тем, кто не страшится испытаний. В чем можно видеть истоки культуры? Каждый человек — это представитель отдельной культуры. Для культурной истории свойственна изменчивость, а вот чисто культура в большинстве своем отличается постоянством. Историческая культура — это то, что определяет целостность и идентичность общества.
Если посмотреть на историю термина культуры, то видно, что культуры людей представлены огромным количеством. Зачастую они с трудом уживаются друг с другом. До сегодняшнего дня дожили лишь некоторые культуры, те, у которых имелись способности к развитию, изменению и взаимодействию.
Можно говорить о множестве эпох культуры России, в течение которых она смогла вобрать в себя элементы многих других культур и остаться самостоятельной культурой. Благодаря такому историческому развитию культуры, мы имеем уникальный творческий потенциал. Важно изучать и понимать все эти культурно-исторические эпохи.
Зарождение культуры и истории и их познания
Как зародилась культура? Как давно возник интерес к истории в культурологии? Оба этих явления своими корнями уходят очень глубоко, буквально в то время, когда происходило становление человека как вида. Появление истории и возникновение культурологии как отдельных наук произошло в одно время: между 7 и 9 веками до н. э.
История как понятие в культуре связано с именем древнегреческого историка Геродота. Именно ему принадлежит авторство «Истории» — труда, который описывает военные события между греками и персами. Этот труд сохранился до наших дней. В культурно-историческую эпоху Геродота история считалась описательной наукой, в то время как культурология имела отношение к философии. Культурология и история культуры стала превращаться в самостоятельную дисциплину только к 18 веку. Этот процесс связывают с работой известного мыслителя эпохи Просвещения: «Идеи к философии истории человечества» И. Гербера.
История развития культурологии, как и других гуманитарных наук, связана с 19-20 веками. В это время происходит множество научных исследований. Все они пополнили материалом культурологию, благодаря чему она позже выделилась в отдельную дисциплину. В исторической науке в этом культурно-историческом процессе влиятельными стали направления, склонные к теоретическим обобщениям и методологическому синтезу. Встреча двух этих наук показала, что становление понятия культура невозможно без истории, а истории — без развития культуры.
Становление культуры в России также было связано с подходом взаимодействия истории и культуры. Это подход поддерживался такими исследователями как Д. Лихачев, С. Аверинцев, М. Бахтин, Ю. Лотман, А. Гуревич. Если говорить о других странах, то в Европе этому методы следовали представители французской школы истории. Всех их связывало периодическое издание «Анналы экономической и социальной истории». Среди представителей — Л. Февр, Ж. ле Гофф, Ф. Бродель. Эти и другие ученые вносили большой вклад в развитие культурно-исторического подхода.
Исторические корни понятия культура и история
Поговорим об общих понятиях истории и культуры кратко.
И первое такое понятие — ментальность. Это понятие является объединяющим для истории 1 культуры. Без этого понятия не обходится ни одно сообщение по истории на тему культура. Это определение в истории культуры сводится к следующему: ментальность — это стабильная настроенность внутреннего мира человека, которая позволяет людям объединяться в социальные и исторические общности. Определение этого термина принадлежит французским историкам-анналистам (они предложили его в 30-х годах).
Также под ментальностью понимали набор установок, определенный тип мышления людей.
Ментальность можно объяснять с двух позиций. С одной стороны, ментальность является результатом культуры, а с другой — она сама представляет собой источник развития культуры. Есть отличия ментальности от идеологии и социальных настроений — эти отличия заключаются в стабильности. В ментальности сочетаются противоречивые понятия и положения: интуитивное и рациональное, индивидуальное и общественное, бессознательное и сознательное.
Наблюдается прямая связь ментальности с картиной мира человека, которую можно выразить в таких понятиях как мифы, народное творчество, обряды, философия, литература, политика, законы и т. д.
Предмет и истоки культуры, как и истории, невозможны без такого понятия как историческое время. Здесь стоит иметь в виду периодизацию культурно-исторических процессов. Всемирная история благодаря стараниям историков-гуманистов была поделена на конкретные этапы.
К примеру, философы эпохи Просвещения делили всемирную историю на 3 основных периода:
- естественное состояние;
- дикое состояние;
- цивилизованное состояние.
К. Маркс выделял во всемирно-историческом процессе целых 5 общественно-экономических формаций.
В свою очередь, М. Бахтиным было введено в гуманитарную науку понятие хронотопа. Первый раз это понятие было упомянуто в его книге «Формы времени и хронотопа в романе». Вот какое определение было в этой книге.
Как результат — этот подход подталкивает ученых к новому пониманию гуманитарно-культурологической проблемы ментальности.
Источники информации и научные методы
Культурно-историческое развитие также связано с источниками информации и методологией. В исторической науке и культурологии основным источником данных являются памятники истории и культуры: археологические находки, лингвистические, этнографические, художественные работы, фольклорные материалы и др.
Можно выделить следующие общие методы для культурологии и истории:
- генетический. В рамках этого метода изучается феномен с момента его зарождения, в развитии и в конечном состоянии;
- системный. Имеет в виду совокупность элементов, представленных в единстве;
- сравнительный. Занимается поиском сходств и различий объектов и явлений;
- художественный. При помощи чувственного образа выражает реальность;
- феноменологический. Занимается поиском смысла.
Навигация по статьям