Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
Содержание:
- 04 октября 2023
- 6 минут
- 2814
Основы концепции культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
Данилевский Н. Я (не путать с И. Н. Данилевским) — это русский философ, социолог и естествоиспытатель, он является автором концепции культурно-исторических типов.
Помимо того, что Данилевский является автором теории культурно-исторических типов, он написал труд, который называется «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому». Эта работа автора теории культурно-исторических типов была опубликована в журнале «Заря» 1869-1871 гг.
Именно в этой работе была представлена теория культурно-исторических типов. В основе концепции культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского лежали исследования его предшественников циклической концепции развития культуры (Д. Вико, И. Г. Гердер, Р. Ю. Виппер, Г. Лампрехт).
Главная мысль теории культурно-исторических типов Данилевского
Основная мысль Н. Я. Данилевского заключалась в том, что оснований для противопоставления Востока (ассоциируется с застоем) и Запада (полюс прогресса) нет. Это объясняется тем, что везде есть страны, которые, по словам Данилевского либо очень способны, либо менее способны, либо вообще не способны к гражданскому развитию человеческих обществ.
Автор концепции культурно-исторических типов приходит к выводу на основе анализа истории развития человечества, что оно не является естественной системой. Поэтому не существует и не может существовать деления истории на древнюю, средневековую и новую, которое могло бы быть важным в целом для человечества.
Создатель теории культурно-исторических типов пишет о том, что у каждого исторического племени имеется собственная древняя, средневековая и новая история. Если говорить кратко, то культурологическая концепция Данилевского — это концепция культурно-исторических типов или форм исторической жизни человечества. Данилевский разработал модель общественного развития, в которой форма исторической жизни человечества рассматривается как форма растительного и животного мира, как форма языков, как выражение духа, который стремится осуществить типы добра, истины и красоты.
Просмотреть ход истории можно в ходе смены культурно-исторических типов, которые вытесняют друг друга. Данилевский также выступал с критикой общечеловеческой цивилизации.
В цивилизационной концепции Данилевский выделил культурно-исторические типы или самобытные цивилизации:
- греческая;
- китайская;
- римская;
- египетская;
- мексиканская;
- перуанская;
- индийская;
- еврейская;
- ассирийско-вавилоно-финикийская;
- ново-семитическая, аравийская;
- германо-романская, европейская.
В цивилизационной концепции культуры Данилевский обозначил, что базовые критерии цивилизации не могут быть восприняты цивилизациями другого типа. Развитие моделей культурно-исторического развития не определено, а момент расцвета и роста цивилизации довольно короткий. Итоговый период полностью опустошают энергию культурно-исторического типа.
Концепция историко-культурных типов Н. Я. Данилевского критиковалась В. Соловьевым и Н. Караевым. В основном потому, что имела связи с биологическими аналогиями, а выведенные в концепции культуры Данилевского типы противопоставлялись внешней действительности.
Теория цивилизации Данилевского включает 4 разряда культурной деятельности:
- религиозная;
- культурная (научная, эстетическая);
- политическая;
- общественно-экономическая.
Также концепция историко-культурных типов Н. Я. Данилевского распределяет типы по основами:
- одноосновные. Это еврейская цивилизация, которая развивала религиозную деятельность. Также греческая и римская цивилизации, развивавшие политическую деятельность;
- двухосновные. Германо-романская цивилизация, которой было свойственно развитие научной и промышленной культурой. То есть, общественно-экономическая и культурная деятельность.
Отдельно Данилевский выделял славянский культурно-исторический тип. На него он возлагал надежды, связанные со становлением в нем четырехосновной деятельности. Также он указывал на перспективность славянского культурно-исторического типа на территории России. Ей отводится роль объединяющего начала Всеславянского союза.
Некоторые считают работу «Россия и Европа» своеобразным катехизисом славянофильства.
Помимо культурно-исторических типов Данилевский указывает на народы, которые условно можно назвать «бичами Божьими». Им отводится отрицательная роль в развитии истории. Среди таких народов — гунны, монголы, турки.
Навигация по статьям