Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Основные характеристики ученого Лотмана о культуре
Содержание:
- 04 января 2024
- 5 минут
- 123
Основные факты биографии Юрия Михайловича Лотмана
Ю. Лотман — известный русский культуролог, литературовед и семиотик. В 1939 году он поступает в Ленинградский государственный университет на филологический факультет (он выбрал отделение русского языка и литературы). Позже участвовал в Великой отечественной войне, после которой вернулся к обучению в университете и окончил его в 1950 году.
Если говорит о его деятельности, то началом будет участие в создании и редактуре тартуских изданий «Труды по русской и славянской филологии» (1958 год), «Труды по знаковым системам» (1964 год). Среди прочего Лотман был одним из членов коллегии «Блоковского сборника», а также одним из тех, кто организовал выпуск научных студенческих работ под названием «Русская филология».
Можно выделить следующие работы, которые подтверждают вклад ученого в изучение культуры и происходящих в ней процессов:
- «Структура художественного текста»;
- «Культура и взрыв»;
- «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»;
- «Лекции по структуральной поэтике».
Также популярными являются лекции по структуралистской поэтике Ю. М. Лотмана.
Основные направления научной деятельности
60-е годы 20 века пришлись на разработку структурно-семиотического подхода в изучении художественных произведений. В этом ученый опирался на традиции русской формальной школы, труды Ю. Тынянова, а также семиотический структурализм.
Интересным было то, что как исходную точку семиотической системы Лотман рассматривал не знак и слово, а отношения двух знаков. Благодаря этому по-другому удалось посмотреть на базовые основы семиозиса.
Важной частью деятельности ученого стал семиотический механизм культуры. Объектом анализа Лотмана стала семиосфера и семиотическое пространство. Внутри такого пространства происходит формирование процессов коммуникации. Благодаря им происходит реализация новой информации.
Семиосферу представляет концентрическая система с последовательными и простыми структурами в основании — они представляют действительность смыслоупорядоченной.
Граница семиосферы по Лотману — это сумма билингвинальных фильтров, переводчиков, определявших социальные роли.
По Лотману, пространство реальности невозможность охватить только одним языком, но можно совокупностью языков. В этом он видел условие существования языка и культуры.
В пределах семиосферы Лотман также говорил о наличии мест ускоренных семиотических процессов, которые позже уходят в структуры ядер и пытаются их вытеснить.
Все это способствует приобретению семиотическим механизмом культуры специфической и нужной динамики.
В культуре присутствуют альтернативные коды, которые превращают семиотическое поле в диалогическое, а также многоуровневая семиосфера (кажется, будто она не связана со своими элементами, но находится с ними в диалоге).
В центре внимания семиотики культуры — не только культура как знаковая система, но язык и знаковость как основные типологические характеристики культуры. Для всякой вовлеченной в культурную сферу действительности характерно функционирование в виде знаковой действительности. В случае если ей уже свойственен знаковый характер, то она находит реализацию в виде знака: превращается во вторичную знаковую систему.
Культура в социальном понимании — это определенная сумма наследственной информации, как некий сверхиндивидуальный интеллект, восполняющий пробелы индивидуального сознания.
Фундаментальная задача культуры — структурное оформление мира, создающее вокруг людей социальную сферу (она организует общественные процессы).
Культура должна себя воспринимать как нечто структурированное и целостное — будучи многофакторным семиотическим механизмом. Проявление единого принципа конструирования связано с автодескриптивными образованиями метакультурного опыта, который может быть представлен как совокупность текстов. Текст в таком случае рассматривается как определенное, данное исторически субъектно-объектное взаимодействие. Текст — это манифестация языка. Лотман придерживается этой мысли и дает тексту функцию, порождающую свой язык.
Лотман говорит о том, что процесс изучения культуры состоит также из различных общеязыковых значений, текстовых значений и функций текста в системе культуры.
Как видно, культуру можно воспринимать как сложно устроенный текст, распадающийся на иерархию текстов и образующий множество сложных переплетений.
Навигация по статьям