Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Музыка элитарной культуры: исторические параллели с современной культурой, вид развлечения или серьезное искусство
Содержание:
- 13 сентября 2023
- 7 минут
- 661
Исторические параллели элитарной музыки и современной культуры
Разговоры о том, что такое элитарная музыка, стоит начать с того, что еще в 12-13 веке в музыке как отдельном виде искусства не было конкретного разделения музыки на специализированную («ученую») и развлекательную. Восприятие обоих вариантов предполагало, что реципиент затрачивает примерно равные усилия, речь шла о равных культурных уровнях.
С культурным развитием, примерно к 15 веку, ситуация меняется: в это время «ученая» музыка четко противопоставляется развлекательной.
Для музыкальной городской развлекательной традиции в то время было свойственно все то же, что и для современной массовой культуры. А это:
- конформизм;
- упрощенчество;
- всепроникающий характер;
- доступность для всех и каждого.
Однако ученая или элитарная музыка 15 века отличалась чертами элитарных произведений современного искусства. А именно: сложностью восприятия, различными шифрами, закодированной системой смыслов, которые доступны лишь специально подготовленному человеку.
Музыка как способ развлечения и как вариант серьезного искусства
Мощное влияние восточной культуры формирует развлекательную музыкальную традицию — другими словами, cantus publicus. Когда качество жизни христиан повышается, то репертуар развлечений усложняется и приобретает большее разнообразие: они становятся более утонченными и интеллектуальными.
Как результат — появляются шахматы, музыкальные и словесные турниры, тенсон или диспут на определенную тематику, а также партимен или диалог-спор с конкретных позиций.
Проникновение восточной культуры на Западе происходило различными путями. Первый вариант — через христианских паломников, которые были неравнодушны к высокому уровню жизни и роскоши Востока. Второй вариант — посредством крестоносцев-тамплиеров, которые были посвящены в мусульманское знание, а также законы мусульманской культуры.
Восток поделился с Западом жонглерской традицией, которой была присуща внешняя атрибутика с музыкально-инструментальным сопровождением, традицией сочинительства и исполнительства песен. Также пришли новые жанры «танцевальных песен»: виреле и рондо.
Отмечалась связь творчества трубадуров с христианской церковной традицией и латинским языком.
Если говорить об ученой музыкальной традиции (она называлась musica composita), то в ее основе лежал другой способ сочинения и записи музыки — это было главной сложностью ее восприятия.
Музыка фиксировалась способом последовательной записи партий. Пример элитарной музыки в культуре — появление нового жанра: мотет. С развитием культуры этот жанр становился все более сложным для восприятия и исполнения. Это было обусловлено особенностями ритмического рисунка и непосредственно записи произведения.
Известный теоретик Иоанн де Грокейо в 15 веке высказывал мысль о том, что мотеты не предназначены для «потребления» обычными людьми, которые не способны рассмотреть их изящество и получить нужное удовольствие. Мотеты следует исполнять для ученых и тех людей, которые ориентируются на поиск в искусстве изящества и тонкостей.
Остальные жанры (многоголосая музыка) характеризовались легкостью исполнения и сочинения, они были доступны всем слоям общества.
Этот момент является отправной точкой в разделении многоголосой музыки на вседоступную и созданную только для определенной части общества, которая была специально подготовлена и музыкально образованна. Тем не менее это разделение было еще не так заметно.
В 15 веке наблюдается постоянное усложнение сочинения, воспроизведения и записи музыки musica composite. Чтобы ее создавать нужно определенное умение рассчитывать математические пропорции. Для академических произведений стали присущи ритмические трудности, а также хитросплетения изоритмических замыслов, которые усложнялись тем, что в них время от времени участвовали свободные голоса.
Постепенно возрастает и количество жанров musica composite. Если в 12 веке был известен только жанр мотета, то к концу 13 уже было известно несколько жанров. Сначала академическая традиция освоила жанры вроде рондо (французский мотет и мотет entre). Дальше происходит их преобразование в многоголосые баллады и рондо: они отличались сложностью для восприятия и исполнения произведения академического искусства.
Похожая ситуация произошла с популярными песенными жанрами, такими как серенада и дивертисмент. Вначале они были жанрами развлекательной культуры, но уже в 20 веке становятся жанрами сложной академической традиции. Среди произведений здесь стоит назвать серенады Р. Штрауса, Шенберга, Бриттена, а также дивертисменты Стравинского и Бартока.
Как видно, академическая традиция шагает далеко за начальную жанровую основу — она распространяется почти на все популярные песенные жанры 14 века. Салонная музыка — это тоже элитарная культура (салонная музыка — это разновидность элитарной культуры).
Академизация находит выражение в письменной фиксации, а также в ритмической сложности, многоголосости и компонированности. К примеру, нотация баллад Машо отличаются изоритмичностью, многотекстовостью, они скомпонованы по образцу мотетов своего времени.
Среди произведений есть также произведения с частичной нотацией, требующие грамотного исполнения и адекватной расшифровки произведения.
Кроме того, академизация популярных в прошлом жанров происходит и при помощи внедрения в них церковных ладов. Стоит обозначить, что процесс академизации популярной музыки вместе с научными способами отличался и искусственным усложнением нотации произведений. Большое количество композиторов в то время изобретали нотации для того, чтобы сложные последовательности либо причудливо нерегулярные пропорциональные соотношения между различными голосами.
Как видно, культурное развитие отличается определенной повторяемостью процессов. Поэтому можно думать о том, что к середине 21 века из многообразия популярной музыкальной культуры сможет отделиться особый жанр. Он будет освоен академической традицией и сможет войти в иерархическую систему культурных ценностей человечества.
Навигация по статьям