Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Образ жизни отдельного культурного общества
Содержание:
- 25 сентября 2023
- 7 минут
- 365
Общественные представления о культуре
В научных исследованиях используется понятие культура, которое не предполагает оценку, в отличие от того, как это понятие употребляется в обыденности. Когда говорят о культуре, то имеют в виду все общества, а не только те, которые можно назвать высокими. Как видно, в научной литературе под культурой не имеют в виду способность человека играть на музыкальных инструментах или приводить цитаты великих классиков.
Культурологи рассматривают эти аспекты только как часть культурного процесса. В случае культурного исследования владение определенными культурными умениями приравниваются к обыденным действиям вроде мытья посуды.
Поэтому, на вопрос, бывают ли некультурные общества, можно ответить отрицательно. Ровно также нет и некультурных людей. Для каждого общества характерна своя культура — высокая или примитивная. Однако ее присутствие обязательно. Из этого следует, что каждый человек культурный, поскольку он является членом определенного культурного общества.
Изучение общества равно изучению культуры
Человеческое общество начинают изучать именно с особенностей культуры: здесь имеется в виду жизнь всего сообщества. В рамках культуры имеет место обобщение, основанное на сравнении нескольких культур. Когда ученый говорит о том, что определенные свойства присущи культуре, то он имеет в виду, что они присущи всем культурным обществам вообще. Различные культуры — это организованные функциональные единицы. Человек изучается в контексте конкретной культуры, а не всеобщей культуры.
В некоторых случаях культура представляет собой форму поведения и результаты такого поведения. Элементы поведения и результаты усваивают другие поколения. У человека есть не так много рефлексов, имеющих связь с биологическими потребностями. К примеру, когда человек голоден, то он ест. При этом, то, каким образом он ест, имеет непосредственную зависимость от его воспитания. Поведение здесь — это вообще любая человеческая деятельность, включая взгляды, ценности, мнения. На первый взгляд кажется, что это утверждение натянуто. Тем не менее при взаимодействии человека и окружения они проявляются.
Такие явления не подлежат классификации как поведения, которое было усвоено в процессе обучения: им не достает динамики. Однако они непосредственно оказывают влияние на модель поведения человека. Реакция человека на новую ситуацию основана на пережитых случаях: туземец способен с почестями принять белокожего человека, вознеся его до уровня бога, либо же, увидев в не врага, попробовать на него напасть и убить.
Материальные результаты культурного общества
Материальные результаты поведения с большой натяжкой можно отнести к культурной сфере. Хотя в целом такое утверждение не будет противоречить идеям антропологии. Согласно антропологическому учению, предметы, созданные человеком и далее им используемые, относятся к материальной культуре: это часть культурной конфигурации. Здесь важно дать ответ на вопрос, нужно ли рассматривать эти явления как самостоятельные элементы и проявления культуры либо же рассматривать их психологические элементы как культуру.
При более наглядно объяснении возникает вопрос: стоит ли воспринимать топор как культурный объект или же рассматривать как культурные элементы представления людей об этом предмете (внешнем виде и основных свойствах). Если учитывать то, что культура состоит из материальных предметов, в том числе, то такая позиция будет преградой для исследователей, использующих понятие культуры для других целей. Те ученые, которые занимаются изучением человека в материальной культуре, будут считать такое утверждением не совсем корректным.
Местонахождение человека наполнено предметами, созданными людьми. Эти предметы сильно влияют на формирование личности. Материальные предметы из человеческого окружения могут влиять на развитие определенных навыков или, наоборот, подавлять их развитие.
К примеру, когда ребенок растет в доме рядом со множеством хрупких вещей, он боится что-либо сломать и видит угрозу в этих предметах. Совсем другое — ребенок, растущий в доме без хрупких вещей.
Развитие культур происходит в ходе эволюционного процесса: так они получают новые элементы и утрачивают старые.
До сих пор на планете есть места, где люди являются прямыми потомками предыдущих поколений. Их социальная и культурная традиции не прерываются, хотя их жизнь уже мало похожа на жизнь, которую жили их предки.
Передача культурного опыта
Процесс обучения или подражания — необходимое условие для передачи элементов поведения от человека к человеку. Такие процессы протекают во времени и распространяются на период, который во много раз больше продолжительности жизни человека. Культура общества для индивида — его социальное, а не биологическое наследие.
Такое социальное наследие дает возможность человеку жить и действовать в обществе, а также контактировать с другими членами этого общества. В поведенческих моделях есть способы адаптации, полученные предками на собственном опыте и переданные потомкам при помощи средств обучения. Благодаря этим знаниям будущее поколение более успешно приспосабливаться к окружающему миру. У них отпадает возможность приобретения болезненного опыта, поскольку через этот опыт прошли их предки. Процесс адаптации имеет связь с понятиями вроде естественного отбора и мутаций. К примеру, коренное население Африки имеет врожденный иммунитет к малярии, который был приобретен предыдущими поколениями и наследуется. Такие трансформации помогают человеку выживать.
Навигация по статьям