Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Общественно-историческая школа в культурологии
Содержание:
- 29 ноября 2023
- 5 минут
- 263
Учение немецкого ученого Освальда Шпенглера
Дадим общую характеристику общественно-исторической школы в культурологии.
В культурологии можно выделить некоторое количество направлений, в рамках которых рассматривают различные аспекты в культурологии. Первое из сформированных направлений получило название общественно-исторического направления. Кто поддерживал идеи общественно-исторической школы в культурологии? Среди основных его представителей были О. Шпенглер, А. Тойнби и Н. Я. Данилевский.
Перу О. Шпенглера — немецкого историка культуры — принадлежит книга «Закат Европы», которую он опубликовал в 1918 году и которая сразу же стала бестселлером. Эту книгу стали называть книгой-диагнозом: в ней автор впервые задается вопросом судьбы культуры Европы. Итогом рассуждений стало заключение незавидного европейского будущего.
Шпенглер как представитель общественно-исторической школы в культурологии придерживался локальных культур. Его новаторство заключалось в том, что в каждой культуре он сумел выделить «душу» и вообще определить «8 типов душ». Это:
- апполоническая (греко-римская);
- египетская;
- индийская;
- китайская;
- вавилонская;
- византийско-арабская или магическая;
- западно-европейская или фаустовская;
- душа народов майя.
Шпенглер считал, что русская культура еще находится в состоянии зарождения. Культура существует примерно тысячу лет — это зависит от так называемый «внутренней жизненной силы». Ученый говорил о культуре как о материальной оболочке души, которая проходит все возрастные стадии, присущие человеку: детство, юность, возмужалость, старость и смерть. Мифы и религия — основные моменты на этапе зарождения культуры. В период возмужалости или зрелости в центре внимания находится наука, художественная культура и философия. Последний этап — этап старости — характеризуется техническим прогрессом в основе. На место искусства приходят спорт и массовая культура.
Смерть культуры по Шпенглеру — исчерпание «души» с переходом ее в цивилизацию: падение духовных ценностей и сосредоточение на материальных благах. Последняя стадия была связана с закатом Европы. Шпенглер исключает возможность эффективного культурного взаимодействия.
Учение английского ученого А. Тойнби
Английский историк и социолог А. Тойнби — еще один представитель этого направления. В центре его внимания был вопрос развития мировой культуры. Центральная идея ученого — теория локальных цивилизаций. По мнению ученого, в мире существовало около 20 цивилизаций, связанные военными и торговыми отношениями. Для всех них был характерен одинаковый путь развития: от рождения до гибели. В основе различий цивилизаций лежат религия и регион обитания. Тойнби выделял православную Россию в качестве отдельной цивилизации.
По мнению Тойнби, культура — это ответ творческой натуры человека на природные, социальные и внутренние личные вызовы, с которыми он сталкивается. Условием успешного развития будет найденный ответ. Важно, что ответы на одни и те же вызовы могут различаться, благодаря чему обеспечивается неединственность культурно-исторического процесса.
Разработки русского культуролога Н. Я. Данилевского
Н. Я. Данилевский — известный русский культуролог, автор выделения культурно-исторических типов.
По Данилевскому, существуют следующие самобытные цивилизации или культурно-исторические типы:
- египетский;
- индийский;
- китайский;
- римский;
- еврейский;
- иранский;
- ассирийско-вавилонско-финикийский;
- мексиканский;
- греческий;
- перуанский;
- ново-семитический или аравийский;
- германо-романский или европейский.
На протяжении существования культурного типа можно выделить 4 разряда культурной деятельности:
- Религиозную.
- Культурную, которая подразумевает научное и эстетическое творчество;
- Политическую;
- Общественно-экономическую.
На основе активности этих разрядов Н. Данилевский говорит об одноосновных (пример — греческий, в котором была развита только культурная деятельность), двухосновные (германо-романский культурно-исторический тип, развивший культурную и общественно-экономическую деятельность).
Ученый говорил о том, что первым 4-основным типом может стать славянский культурно-исторический тип, в этом случае Россия станет центром Всеславянского союза.
Навигация по статьям