Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Опера как форма элитарной культуры
Содержание:
- 02 октября 2023
- 7 минут
- 310
Определение элитарной культуры
Прежде чем мы начнем разбираться, к какой форме культуры можно отнести оперу, разберемся с сущностью понятия элитарная культура.
С французского языка термин «элита» переводится как «лучшее». Для элитарной культуры характерна определенная смысловая закрытость, замкнутость, ценностная обособленность. Элитарная культура не может быть доступной для понимания простых людей, обладающих средним уровнем восприятия.
Если говорить о произведениях элитарной культуры, то их созданием занимаются специально образованные люди. Потребляют же такие произведения не менее образованные люди, а также некоторые единомышленники (которых немного), готовые к смелым решениям и новым идеям в освоении реальности.
Культурологи считают, что в элитарной культуре хранится весь положительный культурный опыт прошлых поколений. При этом, она является генератором культурного прогресса всего человечества. Идеи и формы, присущие элитарной культуре — это донорские элементы для массовой культуры. Ввиду собственной творческой несостоятельности она заимствует из элитарной культуры образы и идеи, а впоследствии — адаптирует их для массового потребителя.
Как видно, элитарная культура представляет собой особую область культуры, с помощью которой человечество успешно хранит свой культурный опыт и создает динамику последующего культурного развития.
Первое, что приходит в голову, когда говорят об элитарной культуре — балет и опера. В этом тексте речь пойдет не о балете как элитарной культуре, а об опере.
Опера как элитарная культура в социокультурных реалиях
Основной носитель действия в опере — это музыка.
Современный этап развития человечества характеризуется влиянием на все сферы культурной жизни таких процессов как глобализация и универсализация. Массовая культура, которая характеризуется всеохватностью и всепроницаемостью, включает в себя ранее элитарные сферы культуры. Таким образом они становятся доступными широкому слою населения. При этом, дискурс оперной классики и массовой культуры имеет особую репрезентацию. Интересно посмотреть на особенности такого взаимодействия.
Важным будет упомянуть, что при массовизации театрального искусства не происходят какие-либо трансформации с классическими произведениями в массовом зрелище. Массовизация в первую очередь проявляется в массовом приобщении к классике с помощью СМИ и массовых медиа. Так происходит обеспечение интереса широких слоев общества к классической опере, например.
Интересно, что внимание широкой аудитории вызывает не столько постановка, сколько скандалы вокруг нее. Здесь хорошим примером будут постановки модернистской оперы «Дети Розенталя» (2005), оперы Глинки «Руслан и Людмила» (2011), сделанные Д. Черняковым.
Культура оперы постепенно испытывает проникновение черт массовой культуры, что проявляется в бытовании классических художественных ценностей. В современном культурном мире это становится настоящей проблемой и причиной споров между режиссерами, исполнителями. Кроме того, это одна из проблем исследования в современном гуманитарном знании.
Как видно, отличительной чертой современного бытования классической оперы (она была сформирована под воздействием массовой культуры) становится трансформация классических смыслов оперного текста. Эта трансформация предполагает путь от начальных смыслов, которые заложил автор, до смысловой интерпретации реципиентов. Эти интерпретации могут выходить за рамки начального смыслового содержания.
Анализ репертуара театральных сезонов 2015-2016 Большого театра (а это 7 оперных премьер), позволил выявить некоторые признаки массовой культуры, проявившиеся в процессе представления классической оперы:
- в интернете были опубликованы пресс-релизы этих премьер с явным рекламным характером. Стиль текста и его содержание, место публикации способствуют выводу оперной классики из области элитарной культуры в область массовой;
- 2 из 7 опер имели традиционную трактовку — без вмешательства творческой режиссерской фантазии. В них был сохранен сюжет, а действия и образы героев не были «осовременены».
Во всех остальных операх заметно определенное режиссерское вмешательство.
Как видно, оперные премьеры Большого театра нуждались не только в профессиональной оценке, но и оценке публикой.
Но это далеко не все влияние массовой культуры на оперу.
Это только путь приобщения классической оперы к массовой культуре, выбранный Большим театром. Трансляция классической оперы широкому слою населения осуществляется посредством кино, телевидения и интернета. Также важно отметить, что для массовизации оперного искусства создаются псевдотрансляции спектаклей, разные телевизионные презентации, сообщения рекламного характера в СМИ. А еще организуются различные форумы в социальных сетях — на них обсуждают театральные события.
Специалисты-культурологи говорят о том, что подобные практики нельзя назвать однозначными, они вызывают полемику в определенных кругах. Особенно актуальны вопросы границ популяризации классической традиции в искусстве, а также сохранности смыслов шедевров мирового искусства, их ауры, а также подлинной эстетической и художественной ценности.
Современная массовая культура — это уникальный феномен, который можно заметить буквально повсюду. Современное общество, причем любое, выступает в качестве ее потребителя и репрезентатора.
В этом месте важно отметить, что явления массовой культуры представляют собой унифицированные образцы шедевров мировой культуры. Они усечены и упрощены до схематичной образной структуры с целью быть ближе массовому потребителю и обрести популярность. На первый взгляд кажется, что опера — это что-то неприкосновенное и неизменное, но и она поддается влиянию массовой культуры. Для современного поколения это влияние окрашено положительно, но вот для будущих поколений оно вряд ли будет таковым. В будущем это может привести к утрате мировых шедевров и культурного достояния всего человечества.
Навигация по статьям