Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Описательное определение культуры: культура как абстракция и связь с человеческим поведением
Содержание:
- 12 июня 2023
- 7 минут
- 829
Описательное определение культуры
Культура как абстракция
Если говорить об описательном понятии термина культуры, то здесь стоит говорить о культуре как общности результатов труда людей. К примеру, это могут быть книги, картины, скульптуры, язык, обычаи, религия, этика и др. Также культуру можно понимать, как «совокупность реакций адаптации». При этом, полно ученых, которые не согласны с таким определением конкретных явлений. Даже при описании культуры при помощи таких явлений, она не утрачивает определенную степень абстракции.
«Культурная черта» становится «идеальным образцом». В качестве объекта вполне сойдет обычный предмет — к примеру, часы. Найти два одинаковых предмета довольно сложно, так как для всех их будут свойственны определенные отличия: это могут быть как существенные отличия (форма, цвет, размер), так и незначительные (потертости, царапины и др).
Некоторые сравнивают культуру с банком: банки являются учреждениями, которые занимаются операциями с финансами, а культура — это общность определенных норм поведения. Среди определений культуры можно выделить следующее: культура — совокупность действий в широком понимании. Такая мысль наиболее привлекательная для тех, кто является сторонним наблюдателем, а не непосредственным участником культурного процесса. Для участвующих в культурном процессе культура не выражается словами и вообще не подразумевает вербальный подход.
Важно отметить, что культура не может существовать только из идей, свидетельством чему является психология культурно узаконенной иррациональности. Большая часть культуры не подвластно познанию только при помощи теории, хотя роль чувственного начала в культуре со временем возрастает.
Чтобы понять этот феномен, остановимся на 3 разных категориях:
- рациональной;
- иррациональной;
- категории, которая не является рациональной.
По мнению известного итальянского ученого 19-20 веков Вильфредо Парето, культура состоит из нескольких частей: логичной, нелогичной и внелогичной. Последняя часть занимает наибольший объем. Все это позволяет говорить о том, что в понятии «культура» скрываются явные, рациональные, иррациональные, а также не являющиеся рациональными способы жизни, возникшие исторически. Все они существуют в любое время и регулируют человеческое поведение. Культура существует в любой временной отрезок — потому что постоянно находится в состоянии создания и разрушения.
Описание культуры в человеческом поведении
Вполне очевидно, что культура — сложное комплексное понятие.
Согласно ученым-антропологам, человек руководствуется определенными нормами поведения, при нарушении которых неизбежно наступает наказание. Также в зоне модальности находится неодобрение поведения. Если понаблюдать за человеком со стороны, то будет казаться, что он бессознательно следует определенным «планам»: запрещенным или неактуальным с точки зрения «моральных норм».
Говоря о конкретной культуре, обозначают исторически сложившуюся систему способов человеческого поведения. Такая система стремится быть разделенной для всех либо иметь отношение к конкретной группе. В центр внимания в этом случае стоит поставить слово «тенденция». Ранее ученые считали, что благодаря изучению культуры можно познать определенных личностей, хотя это совсем не так. Согласно последним исследованиям психологов, отдельное происхождение не стоит рассматривать как общее для всех членов группы. Если говорить о тенденции в этом случае, то стоит сказать, что для всех людей характерно думать, чувствовать и действовать по-разному, а не в соответствии с каким-то определенным «планом». Хотя люди и пользуются в какой-то степени такими планами, но это использование всегда индивидуально.
Поведение человека зависит от большого количества факторов:
- возраст;
- пол;
- социальный статус;
- образование.
Все это указывает на то, что общее участие — это только тенденция, а не факт культуры.
Также отметим, что основания культуры не будут одинаковыми для всех членов общности. Об одинаковых основаниях говорят только в отношении людей, играющих одинаковую социальную роль. При этом, такое положение не должно входить в противоречие с другим положением. Оно говорит о том, что общность людей с общей историей (которые называют себя обществами) обладают общим представлением об окружающей действительности. Каждый человек на протяжении своего существования ощущает влияние общества.
Культура включает в себя стандартные способы поведения и представлена шаблонными реакциями, чувствами — все это принято называть стереотипами. При этом культура также имеет в виду общность явлений: они отличают одну культуру от другой. Выходит так, что определенная общность людей бессознательно предполагает, что выбранная последовательность действий имеет под собой некоторую цель. По достижению цели напряжение будет устранено или снижено. В таких общностях не приходится говорить о размышлениях, поскольку жизнь для них и представляет собой цель, они находят жизнь стихийной.
В этом смысле лишь отдельные культуры можно назвать едиными системами. Большая часть культур — это единство противоположных направлений. При этом, даже в общностях, которым еще далеко до единства, обнаруживаются некоторые элементы — в разных ситуациях они повторяются. Речь идет об «абсолютной логике» и «логике чувств». Для каждой культурной общности свойственна уникальная структура чувств, а также различные представления об окружающей действительности. Такие различные представления — разделительная черта между чувствами и рациональностью.
Подводя итог, можно сказать, что у всех народов «логика» будет примерно одинаковой. Но предпосылки ее формирования во всех случаях будут разными.
Навигация по статьям