Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Концепция осевого времени в культуре и философии

Содержание:

Теория осевого времени и ее значение

Что такое осевое время в истории?

Определение 1

Осевое время — это термин, обозначающий период в человеческой истории, в ходе которого мифологическое мировоззрение сменилось рациональным, философским, оно сформировало тот тип человека, который известен нам сегодня.

Термин осевое время в научный оборот ввел немецкий философ Карл Ясперс.

Также осевое время в культурологии и философии — это резкий разворот истории, который сопровождался изменением взглядов на мир представителей древних культур. Осевым временем историки называют период, когда прошлые взгляды сменились философскими и рациональными взглядами, присущими современному человеку. Впервые об осевом времени заговорил Ясперс. В его понимании историческая ось — это период между 800 и 200 гг. до н. э. Этот период времени связан с необычными событиями, ставшие причиной такого необычного результата.

В Китае этот период многие воспринимают через призму деятельности различных мыслителей и философов — в частности, Конфуция и Лао Цзы. Также звучали и другие имена вроде Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и другие.

Если говорить про Индию, то в это время там формируются древнеиндийские трактаты религиозно-философского содержания (Упанишады), в это время жил Будда.

В философии этих двух государств можно выделить различные направления:

  • скептицизм;
  • материализм;
  • софистику;
  • нигилизм.

Также можно отметить Иран, в то время там жил пророк Заратустра. Ему принадлежит учение о Вселенной, в котором основными борющимися силами являются добро и зло.

В Палестине со своими речами выступали такие провидцы как Исайя, Илия и Второисайя.

Если говорить о Греции, то это, конечно же, Гомер, Парменид, Гераклит, Архимед и Платон.

Объединяющим фактором их мировоззрения было то, что они воспринимали человека как того, кто мог распознавать деятельность в целом, поскольку ему свойственно осознание собственного существования и границ. Тем не менее, человек также понял и свою беспомощность перед устрашающим проявлением действительности. Он понимал собственные границы, но не был ими доволен и жаждал большего. Он хотел посмотреть в себя глубже и заглянуть в запредельный мир.

Осевое время Ясперса и его значение для истории

В своих работах российский философ и культуролог Г. Померанц отмечал, что для любой цивилизации рано или поздно свойственно приходить к кризису. На стадии кризиса перед человеком стоит задача поиска нового смысла для продолжения человеческого существования.

Осевое время это в философии первая кризисная стадия за весь предыдущий период существования, который сопровождается уходом людей от разрозненных культур и формирование империи.

Первое время в империях были перемешаны представители различных племен, племенная идентификация была подвержена грубым разрушениям. Империи нуждались в духовной составляющей, которая нашла выражение в религиях — это положило начало формировании мировых религий. С помощью религий цивилизации и вышли из кризиса. Из каждой религии люди получили книгу-истину: в христианстве — Библию, в исламе — Коран, в индуизме — Бхавадгита. В этих книгах говорится примерно об одном и том же — о смысле жизни. Все эти главные книги превратились в основу для иерархии культуры в период Средних веков.

Осевое время или осевая эпоха связаны с утратой великих культур древности, которые занимали ведущие позиции на протяжении долгого времени. Осевое время Ясперса растворило и уничтожило все эти древние культуры. До осевого времени по Ясперсу среди доминирующих культур были вавилонская, египетская, китайская. Несмотря на все свое величие они стали восприниматься как еще не пробудившиеся культуры. Это было связано скорее с тем, что человеческое самосознание было еще не настолько развитым и не достигло определенного уровня.

Древние культуры стали источниками заимствования монументальности религии и политических отношений. Первоначально это воспринималось как творческое начало. Но в осевое время Карла Ясперса и после него оно стало восприниматься как принцип стабилизации культуры, находящейся на склоне своего существования.

Автор концепции осевого времени предполагал, что концепт осевого времени распространяется на достаточно маленькую территорию. Однако со временем его масштабы разрастались. Народы, не сумевшие принять принципы осевого времени, остались на стадии природного существования. В большинстве случаев такой природный уровень стал синонимом вымирания. Если кратко, то существование после осевого времени подразумевало только две опции: продолжать находиться на первобытном уровне (и в конце вымереть) или подчиниться новому ходу событий.

Философ, создавший концепцию осевого времени, считал его своеобразной отправной точкой. Осевое время по Ясперсу стало фоном для оценки событий прошлой истории и истории после нее. Культуры, которые существовали до оси времени по истории теряли свою специфичность и сливались с тенденциями осевого времени. Главная тенденция осевого времени в философии — это ассимиляция. Учение об осевом времени дает возможность выделить структуры и единство культур, их способность сохранять себя во времени.

Автор теории осевого времени в своих работах выделяет множество важных в рамках истории событий:

  • возникновение различных языков;
  • использование огня;
  • изобретение орудий труда;
  • возникновение культурных обществ в Египте, Индии, Месопатамии и Китае (5-3 тыс. до н. э.);
  • духовное развитие, одновременно стартовавшее в различных государствах: Индия, Китай, Персия, Греция, Палестина;
  • появление научно-технического периода в конце средневекового периода в Европе. Он стал всеобъемлющим в 17 веке и вышел на пик в 20 веке.

Почему Ясперс обращается к осевому времени? Автор концепции осевого времени в философии таким образом обозначил этап формирования современного человека и его представления о мире. С понятия осевого времени в истории берет начало история всего человечества. До осевого времени К. Ясперса можно говорить только о существовании истории отдельных культур. В рамках осевого времени К. Ясперс говорил о том, что вполне вероятно возникновение нового осевого времени в истории. Оно и станет базой новой истории.

Навигация по статьям

Выполненные работы по культурологии
  • Культурология

    Научный и художественный взгляды на мир

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Выполнена:

      23 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      900 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Не нужна правка содержания

    • Вид работы:

      Исправление и доработка готовой работы

    • Выполнена:

      12 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      2 000 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Театральная цензура Москвы в е гг XX века

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      12 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      11 200 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Диалог культур и культура диалога в XXI в

    • Вид работы:

      Исправление и доработка готовой работы

    • Выполнена:

      11 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      2 000 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    утрата традиционных культурных ценностей

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      24 мая 2024 г.

    • Стоимость:

      1 500 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Технология ОДКН сновы духовнонравственной культуры народов россии а

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      29 апреля 2024 г.

    • Стоимость:

      900 руб

    Заказать такую же работу