Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Особенности поклонения природе в культуре
Содержание:
- 03 ноября 2023
- 7 минут
- 240
Место человека в природе
Культура представляет собой человеческую деятельность в самых разных ее проявлениях, в том числе все формы и формы самовыражения и самопознания человека. В древности у людей не было знаний о том, как защитить себя перед лицом природных сил, они были абсолютно беспомощны перед мощью природы. В сравнении с дикими животными, древний человек отличался слабостью. У него не было острых зубов и когтей, сильных лап и хорошего нюха как у хищников, а также не было способности быстро передвигаться, как у различных травоядных (оленей или лошадей). Человек сталкивался с опасностью в виде животных и сил природы.
Однако у человека есть отличительная черта — любознательность. Он постоянно вслушивался и всматривался в окружающий мир, пытаясь понять и найти причинно-следственные связи. В частности, он начал изображать все, что видит, при помощи подходящих для этого предметов. Особыми умениями он пока еще не отличался, но талант определенно у него был. Подтверждение этому — находки археологов: фигурки оленей, носорогов, буйволов, которые были выточены из слоновой кости либо бивней мамонтов. Смотря на эти находки, человек сегодня может представить, что древние люди думали о природе. По этим находкам с уверенностью можно сказать, что древние люди боготворили природу.
Древние люди видели природу в постоянном движении: двигались реки, облака, ветер, ночь сменялась днем, одна пора года сменялась другой порой. Все события в природе казались им необъяснимой тайной. Это касается землетрясений, вулканов, ураганов, ливней, грозы, солнечного затмения, метеоритного дождя и многого другого.
Поклонение духам как культурное начало
Древний человек полагал, что у природы есть дух, поэтому у всех предметов и явлений природы были свои положительные и отрицательные свойства или характеристики. У древних людей было представление, что у каждого дерева, горы или озера есть дух, который является выражением конкретного природного элемента. Для вступления во взаимосвязь с природой (убийство животного на охоте, рубка дерева и др) нужно было попросить разрешения у природы, сделать жертвоприношение — таким образом получалось согласие сил природы на определенное действие человека.
У людей также была сформирована вера в богов: духов воды, леса, зверей. Со временем люди стали понимать, что могут воздействовать на этих духов: как задобрить их, так и вызвать гнев. Когда люди шли охотиться, они надевали специальные амулеты из когтей и зубов животных, поскольку считали, что те могут отпугивать злых духов. Духи постоянно задабривались, им делались жертвоприношения, а в случае удачной охоты духам перепадала часть добычи. Жертвоприношение представляло собой сжигание жертвы на костре — обычно некого животного. Люди полагали, что вместе с дымом дух примет и жертву, которую принес ему человек.
У людей было представление о возможности повлиять на духов и, тем самым, внести некоторые изменения в собственную жизнь. Эта жизнь была в непосредственной зависимости от обрядов, носивших таинственный и мистический характер. Люди могли устраивать ритуальные танцы, к примеру, вокруг убитого животного. По мнению людей, обряды и ритуальные танцы способствуют удаче во время охоты. Археологи постоянно находят разнообразные небольшие фигурки людей с дырочками. Принято думать, что они были частью ритуалов и символизировали удачное окончание охоты.
Дырочки — это с большой вероятностью следы от дротиков. Так обыгрывался ход будущей охоты и осуществлялась подготовка к ее положительному исходу. Довольно часто люди были недовольны результатом охоты, и они не имели представления о том, как его улучшить. Обращение к таким ритуалам — свидетельство о безысходности и бессилии.
Кроме того, люди готовили изображения духов, которым они привыкли поклоняться: они изготавливались из глины, дерева или камня. Такие изображения или фигурки получили название идолов. Люди стали преклоняться перед такими изображениями. Раньше на территории современной России, как и других регионов мира, довольно часто встречалось язычество. То есть, люди поклонялись различным богам, олицетворявшим природу. Среди археологических находок можно назвать статую Перуна (бог грома и молнии) и Велеса (бога скота). Находки были обнаружены на вершинах холмов. Так как находки были обнаружены на территории различных стран, можно говорить о подобном поклонении у разных народов мира.
В древние времена у человека была вера в связь его племени или рода с определенным животным или растением. Нередко, в основном среди племен индейцев, люди поклонялись волку или орлу. Они считали, что раньше именно эти животные были их предками. Древние люди думали, что у этих животных с ними было родство, они видели их как мудрых предков. В таких случаях люди не могли убивать подобных животных, хотя были и исключения: в случаях, когда это убийство было связано с ритуальным контекстом и мистической составляющей. Люди поклонялись тотемному животному, просили у них помощи и защиты. Эти действия стали называться культом — поклонением божеству. Именно слово культ и стало началом такого слова и явления как культура.
Позже люди стали приручать диких животных, они увлеклись земледелием. Когда у людей появилась новая деятельность, появились и новые божества.
По прошествии многих лет люди многому научились у природы. Сила природы стали использоваться ими в собственных целях. Многие тайны природы были успешно разгаданы. Появилось ощущение превосходства над природой, силы своего разума. Сегодня вполне допустимо утверждение, что практически полностью подчинили себе силы природы.
Навигация по статьям