Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Ойген Розеншток Хюсси как представитель немецко-американской религиозной философии
Содержание:
- 13 ноября 2023
- 5 минут
- 112
Краткие биографические сведения
Годы жизни философа — 1888-1973. Он был немецко-христианским мыслителем, культурологом, историком, философом. Хюсси был одним из тех, кто придерживался духовной традиции диалогического принципа, а также выразителем концепции «диалогического мышления»: взяв за основу эту концепцию, он составил новое видение истории, теологии и социологии.
Р. Хюсси родился в семье еврейского банкира, окончил гимназию и юридический факультет университета в Цюрихе. Позже он был среди преподавателей в университете Гарвард (с 1934 по 1936 гг). Также он был профессором Дартмутского колледжа в 1936-1937 гг.
Основные работы ученого и философа
К основным трудам философа относятся:
- «Бог заставляет нас говорить» — главный труд Розенштока Хюсси;
- «Речь и действительность» Розенштока-Хюсси, которая тоже считается вершиной его творчества и мысли;
- «Избранное. Язык рода человеческого»;
- «Великие революции. Автобиография западного человека».
Особенности научной деятельности
Иудаизм во многом повлиял на формирование у Розенштока-Хюсси мировоззрения. В равной степени как и учения Гераклита, немецкая классическая философия, учение И. Гамманна и холизм.
Розеншток-Хюсси был одним из тех, кто критиковал Дарвина, Маркса, Ницше и Фрейда.
Свое учение он описывал как постсистематическое и постафористическое: оно было направлено на наличие друзей, а не коллег. Это было похоже на стремление к определенной обыденности (вроде идей Г. К. Честертона), что Розенштоку-Хюсси особенно нравилось.
В творчестве Розенштока-Хюсси полно сильных культурологических компонентов, что является его отличительной чертой. В его трудах объединяются исторический анализ и состояния, тенденции и противоречия современной культуры.
В центре его учения — проблема условий взаимодействия людей. Это основание легло в основу последующих научных поисков Розенштока-Хюсси и стала называться социологией, хотя общепринятую социологию философ подвергал критике.
Место настоящей социологии по мнению Розенштока-Хюсси — между теологией и философией, что, таким образом, устраняет дуализм субъекта и объекта.
Социология Розенштока-Хюсси — это культурологическая концепция.
Центральное место в концепции философа занимает определенная идея языка — его ученый понимал как индивидуальную ценность. По мнению Хюсси, язык выступает носителем всех впечатлений, существующих во времени п пространстве. Именно языку принадлежит заслуга в формировании постоянства быта.
Философ много пересматривал особенности взаимодействия языка и мышления, в результате чего дал обоснование новому подходу. Этот подход получил название «речевого мышления», «грамматического метода» и «метаномики». Ученый мыслил в русле экзистенциализма и придерживался мнения, что человек уже является чем-то совершенным, ставшим. Однако в отличие от классических положений экзистенциализма, Хюсси отрицательно высказывался о возможности увидеть человека в единственном числе.
Суть концепции «диалогического мышления»
Идея концепции диалогического мышления была выражена философом совместно с известными еврейскими философами: Ф. Розенцвейгом и М. Бубером. В рамках диалогического мышления мышление в целом рассматривается как говорение, а не функция интеллекта.
Также под мышлением понимают использование слов-символов с подходящим смыслом. К такому типу мышления диалогически относится в целом поведение человека. Бог — вот та сила, которая вынуждает говорить.
Для мышления языком характерна высшая психическая функция, она ведет к спасению в Боге. Об этом принципе Розеншток-Хюсси говорил, что сила языка только полагает, а сила мышления — погребает.
Можно наблюдать тесную связь между мышлением и языковыми оборотами. Тем не менее эта теория не нашла поддержки не только среди ученых, но и среди богословов. Отметим, что Хюсси вкладывал тщательную формулировку в методологию мышления: она называлась «испражнением духа». В центре всего стоял Бог. Методология ученого была основана на логике желаемого, побуждаемого Богом.
Бог заставляет нас говорить — этой парадигмой он и обосновывает свой метод.
Основа философской концепции Розенштока-Хюсси — иудаистическая духовная традиция.
Советуем хотя бы кратко ознакомиться с работой Розенштока-Хюсси «Речь и действительность». Для этого достаточно написать в поисковой строке браузера Розеншток-Хюсси «Речь и действительность» и скачать работу.
Навигация по статьям