Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
О месте и роли России в мировой культуре
Содержание:
- 04 мая 2023
- 5 минут
- 1510
О месте и роли России в мировой культуре
Каково место России в мировой культуре
Для того чтобы понять место и роль России в мировой культуре, учитывают не только ее своеобразную специфику истории, культуры, государственности, но и классически оперируют к оппозиции запад-восток. При этом исходные положения этой схемы не так важны: Россию рассматривают либо как принадлежащую к Западу, либо как принадлежащую к Востоку. Еще один вариант — рассмотрение места России в мировой культуре как самобытного элемента, который выходит за все определения Запада и Востока.
Если говорить о третьем варианте и роли России в мировой культуре — самобытном элементе — то здесь можно выделить еще несколько вариантов. В них роль и место России в мировой культуре рассматривается как нечто, что колеблется между Востоком и Западом (так считал Г. В. Плеханов).
По мнению Бердяева, Россия в мировой культуре — это великий Востоко-Запад или Западо-Восток.
В. Соловьев говорил о великой роли и миссии России в объединении Востока и Запада. Также она представлялась как третья сила, которая не имеет зависимости ни от Востока, ни от Запада и формирует свой собственный мир: его можно сопоставить и с Западом, и с Востоком.
Проблема взаимоотношений Востока и Запада была впервые затронута еще П. Я. Чаадаевым — в работе «Философические письма». Здесь он говорит о том, что русский народ никогда не шел вместе с другими народами и не принадлежал ни какому семейству человеческого рода: ни к Западу, ни к Востоку. Поэтому у него нет традиций ни того, ни другого. Россия как бы стоит вне времени.
Западники и славянофилы
Благодаря Чаадаеву возникла полемика между западниками и славянофилами. По мнению А. Григорьева, высказывание Чаадаева было похоже на брошенную перчатку, которая расколола практически соединенные лагеря мыслящих и пишущих людей. В этом высказывании также поднималась проблема народности, самости, особенности — до него этот вопрос вообще не поднимался.
За счет полемики западников и славянофилов была совершена попытка встраивания истории и культуры России в масштабы всемирно-исторического духовного наследия, а также осмысление влияния русской культуры на мировую.
По мнению западников, Россия склоняется к европейской культурной и исторической традиции. Славянофилы же считали, что Россия, как самобытный и уникальный мир и духовное образование, преследует одну великую цель: воспринять и сохранить христианскую миссию. Для них было характерно резкое противопоставление России и Запада.
К. Н. Леонтьев указывал на третий возможный вариант пути России в мировой культуре — он создал концепцию «Византизма». Он был приверженцем церковности, монархизма и сословной иерархии, а также активно выстраивал линию «византизма». Леонтьев отчетливо видел союз России и других стран Востока. Такой союз служил бы гарантией мира и отсутствия революционных катаклизмов.
Если говорить о роли культуры в России, то в 19 веке широкое распространение получила идея глубокой и принципиальной отличности России от мировой культуры и истории Запада. Однако появлялись также идеи Евразийства. Считалось, что Россия может служить важным мостом между двумя мирами: Западным и Восточным. Все потому, что в ней есть черты как первого, так и второго мира.
Все рассуждения, как видим, о месте и роли России в мировой культуре, сводятся к одному: России характерна исключительная история и культура, которая никак не может быть сведена ни к Западу, ни к Востоку. Особое географическое положение позволяет говорить о том, что для нее характерен уникальный исторический путь и особая миссия в культуре всего человечества.
Это если кратко о роли России в мировой культуре.
Навигация по статьям