Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Специфика синкретизма первобытной культуры
Содержание:
- 27 ноября 2023
- 5 минут
- 591
Определение понятия синкретизм
Также под синкретизмом в некоторых случаях понимают совокупность культурных практик, религиозного взгляда и систем общественно-социальных символов.
Термин синкретизм возник в первобытной культуре, но в поле зрения ученых для изучения он попал только в 19 веке. По этой причине ученые все еще не пришли к единому мнению в вопросе значения синкретизма и его характеристик. Тем не менее, когда речь заходит об анализе исторической базы, искусства, религиозных процессов и духовной жизни общества в целом, упоминается синкретизм.
Можно сказать, что синкретизм — это стержень, который удерживает понимание, что деятельность первобытных людей, их общественная и культурная жизнь выступает как нечто единое для современного человека, это определенного рода объединяющий фактор.
Синкретизм этого исторического состояния культуры — естественный и закономерный: системная целостность на первичном уровне выражается в нерасчлененном и аморфном виде.
Важно различать синтез и синкретизм, так как в первом случае речь идет о слиянии объектов: эти объекты существуют сами по себе и отличаются самостоятельностью. Во втором случае говорят о состоянии, предшествующем разделению целого на отдельные элементы.
Отличительные черты синкретизма
Можно выделить определенные черты синкретизма. Это:
- слияние человека с природой. Первобытный человек сравнивает себя с животными, растениями и природными явлениями. Такое отождествление имеет связь с особым для древней культуры феноменом: тотемизмом. В переводе с индейского языка племени оджибве оно означает род, веру в предков, являющих себя в виде зверя, птицы, растения, дерева и др;
- феномен анимизма. Этот первобытный феномен в переводе с латинского означает душу и одушевление природного мира и явлений природы, окружающих первобытного человека. Деятельность человека — это положенное им порожденное природой. Такое устойчивое мировоззрение получило название традиционалистским;
- выведение человека на новый уровень понимания с развитием ремесел. У человека появилось осознание себя и природы, своеобразие собственного бытия и бытия природы.
Проявление синкретизма наблюдается в неразделенности подсистем культуры:
- материальной;
- духовной;
- художественной.
Если говорить о духовной подсистеме первобытной культуры, то она представлялась на 2 уровнях работы человеческого сознания: мифологическом и реалистическом.
Мифологическая подсистема представляла собой бессознательно-художественную способность работы сознания.
Реалистическая подсистема являлась стихийно-материальным сознанием. С помощью него у первобытных людей была способность различать свойства природных явлений и предметов. Его можно назвать практическим типом мышления. Как можно понять, это было состоянием преднауки.
Художественная деятельность — проявление первобытного синкретизма. Она была правомерно включена в материальные и производственные процессы. Благодаря художественной деятельности охота становилась поэтически возвышенным действием, а игра в охоту превращалась в кровожадный ритуал. Это было источником жертвоприношения. Ценность жертвы возрастала в зависимости от степени сложности и опасности охоты.
Еда в такой системе была наподобие коллективной трапезы и образом победы и силы, она отличалась праздничным характером. Одним из проявлений синкретизма также была морфологическая неразделенность. Имеется в виду неразделенность рода, вида и жанров искусства.
По словам А. Н. Веселовского, первобытное художественное творчество представляло собой песню-сказ-действо-пляску. В этом время также происходило зарождение основной единицы художественного мышления, представляющую слитность всего существующего — метафоры.
Навигация по статьям