Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Социокультурный код и его особенности
Содержание:
- 28 ноября 2023
- 7 минут
- 276
Определение и сущность социокультурного кода
Культурный код — это что в культурологии? Поговорим о понятийной статусе культуры
Говоря о социокоде, в отечественной культурологии есть мнение относительно того, что знак является отражением условий функционирования социума.
Социокультурный код — это основная единица культуры. Она представляет собой базу для существования, функционирования и эволюции человеческого общества.
Социокод цивилизаций рассматривался также в качестве концепта, связанного с мифологическим, философским, научным мировоззрениями и развитием истории. Такого мнения придерживался М. К. Петров, известный советский философ, теоретик науки и культуры, автор разработанной им типологии культур.
В концепции М. К. Петрова язык и его взаимодействие с социокодом занимает центральное место. Это объясняется тем, что между функционированием социокода и языком наблюдается непосредственная связь. В основном язык отвечает за коммуникативную функцию социокода. С помощью языка можно перевести знания из способов поведения в знаковую осознанную модель. К тому же, так происходит реализация творческой составляющей человеческой деятельности.
В концепции Петрова понятие социокода предполагает результаты семиотической интерпретации конкретно-исторических культурных событий. Важно отметить, что социокод с теоретической точки зрения является более абстрагированным. Результаты социокода можно соотнести со знакомыми культурными явлениями Тойнби и Шпенглера. Тойнби и Петров продемонстрировали модели культурно-исторического процесса. Этот процесс проявляется с позиции социальной и психологической преемственности, которая наблюдается между античными культурами и культурами новой Европы.
Петров считал, что концепция семиотической культуры формировалась в процессе восприятия и критики идей лингвокультурологии: она принадлежала американскому лингвисту и антропологу Сепиру. Э. Сепир размышлял тем же образом, что и немецкие философы Э. Кассирер и О. Шпенглер. Они считали, что творческая мысль должна была дать определение формально знаковому ядру социокультурных явлений. От решения творческой мысли зависит правильность сопоставления культурных и языковых фактов. При этом, в работе Э. Сепира нет определения формально-знаковой основы культуры.
Также Петров тщательно изучает эту проблему и предлагает собственные способы ее решения. Он пользуется понятием социокода — основной единицы культуры — и показывает, как эта единица осуществляет взаимодействие с языком.
Социальные, текстовые и другие типы кодов в культуре
В работах Петрова социокод сравнивается с биокодом, который осуществляет передачу информации биологическим способом от предков следующему поколению. Поэтому можно сказать, что культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Ученый указывает на существование 3 видов социокодов:
- лично-именного или первобытного;
- профессионально-именного;
- универсально-понятийного.
Первым произошло формирование лично-именного кода культуры. С его помощью человек смог себя идентифицировать. Его формирование произошло в родоплеменном обществе. База этого кода — «имя-адрес». Благодаря этому коду человек таже смог идентифицироваться в обществе, то есть, этот код стал выполнять функцию знака. Этот социокод содержал 3 основных имени:
- имя при рождении;
- имя во взрослой жизни;
- имя, которое человек получал при назначении старейшиной.
Эти условия подразумевают следующую формулу: «один человек- одно имя-один интерьер-определенная совокупность социальных правил и норм».
Профессионально-именной или традиционный социокод — это массовое программирование индивидов на одно имя. Это уже не только знания, передающиеся старцами последующим поколениям. Есть 2 причины появления такого социокода:
- Повышение процента индивидуальных действий (в сравнении с процентом действий коллективных).
- Появление семьи как трансляционного механизма.
Здесь можно вывести следующую схему: «группа=имя+текст».
Универсально-понятийный социокод указывает на разделение субъекта деятельности на 2 части: программирующую и исполнительскую.
В качестве заключения
Как видно, понятие культуры можно рассматривать с нескольких позиций. В частности, не только как результат деятельности человека, но и как знаково-семиотическую систему. Для элементов мира может быть характерна форма знака: тогда они превращаются в объекты культурологического анализа. С помощью культурно-семиотического подхода можно рассмотреть понятие взаимодействия культур с другой стороны. Так происходит в процессе осознания статуса и специфики непосредственно культурного типа. Это достигается путем изучения собственной культуры и ее традиций.
Благодаря этому можно взаимодействовать в пределах одного типа культуры, но в разные исторические периоды. Структурно-семиотическая концепции интересуется вопросами формирования текста. Эти вопросы являются главными особенностями воспроизведения художественной модели, наряду с ее переводом и выявлением особенностей текстового порождения.
Навигация по статьям