Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Структуралистские и постструктуралистские исследования культуры

Содержание:

Структурализм и структуралистские концепции

Определение 1

Структурализм — это научное течение, появившееся в гуманитарном знании первой трети 20 века и после отразившееся в философии и идеологии.

В самом начале структурализм представлял собой конкретное научное направление, которое больше всего было развито в лингвистике. Появление структурализма связано с идеями швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857-1913). В своих работах де Соссюр занимался исследованием языка как системы знаков. Особое внимание ученый уделял внутренним механизмам и соотношениями между компонентами языковой системы.

Немногим позже методы, разработанные в структурной лингвистике, стали использоваться другими гуманитарными науками, такими как искусство, история, этнология, литература, психология.

В 60-е гг. структурализм начинает себя проявлять в философии — в частности, в работах французских мыслителей.

Структуру стали понимать как совокупность отношений, устойчивых на протяжении продолжительного исторического периода. Выделяют несколько вариантов отношений:

  • примат отношения. В этот процессе наиболее важный момент — момент абстрагирования от отличительных свойств определенных элементов в различных системах. Значением наделяются исключительно реляционные свойства: они зависят от места в системе и отношения с другими элементами. Проще говоря, в центре внимания структурализма — момент отношений между элементами, а не природные их свойства;
  • принцип синхронии. Задача — рассмотреть структуры объекта в отвлечении от его формирования и изучить его элементы синхронически (те, которые существуют в один момент);
  • принцип оппозиции. Субъект-объект, целое-часть, внешнее-внутреннее, массовое-элитарное.

Наиболее значимым среди французских структуралистов был Клод Леви-Строс. Он занимался изучением культуры первобытных племен, их брачно-родственных отношений и мифологии.

Понятие бессознательного занимает центральное место в концепции Леви-Строса. Бессознательное воспринимается как механизм знаковых систем. Поэтому в структурализме можно найти отражение концепции коллективного бессознательного, находящегося в фундаменте культуры.

Другой крупный представитель структурализма — Р. Барт. Он акцентировал внимание на изучении культуры как языка. Если взять любое внелингвистическое явление, то можно обнаружить языковую базу — поскольку раньше оно уже было названо. Без языка невозможно понять смысл социальных культур.

Барт считал, что у различных форм культуры есть собственные языки. К примеру, язык политики, искусства, моды и др.

Особенности постструктурализма

Традиции французской школы в 70-х гг. 20 века способствовали появлению постструктурализма. Концепция этого направления была сформулирована такими мыслителями как Ж. Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ж. Деррида. Немногим позже постструктурализм расходится дальше в западной культуре и находит воплощение в различных жанрах.

Постструктурализм отличается особым отношением к проблематике текстологического характера. В этом случае под культурой понимает некоторую совокупность текстов. К примеру, это можно увидеть в философии Ж. Деррида. Мыслитель говорит о невозможности превосходства звуковой речи над письменной. Ему принадлежит идея первичности письма: она выступает как опора для языковых знаков.

В случае постструктурализма руководствуются принципом деконструкции, которые не дает возможности установить некое устойчивое значение текста. Так культура представляет собой бесконечный и безграничный текст. Текст превращается в самодовлеющую и самостоятельную единицу.

С учетом принципа негативизма, характерного для постструктурализма, ранее устойчивые и непреложные элементы вроде человека, разума, философии, культуры, в настоящее время подвержены неопределенности.

Понятие прогресса в познании и культурной жизни также отвергается постструктуралистами. На смену прогрессу приходит понятие роста — он представлен таким термином как ризома.

Определение 2

Ризома — это распространение, не имеющее порядка, направления и регулярности.

Как видно, ризома становится образом, характерным для современной культуры.

Навигация по статьям

Выполненные работы по культурологии
  • Культурология

    Научный и художественный взгляды на мир

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Выполнена:

      23 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      900 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Не нужна правка содержания

    • Вид работы:

      Исправление и доработка готовой работы

    • Выполнена:

      12 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      2 000 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Театральная цензура Москвы в е гг XX века

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      12 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      11 200 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Диалог культур и культура диалога в XXI в

    • Вид работы:

      Исправление и доработка готовой работы

    • Выполнена:

      11 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      2 000 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    утрата традиционных культурных ценностей

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      24 мая 2024 г.

    • Стоимость:

      1 500 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Технология ОДКН сновы духовнонравственной культуры народов россии а

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      29 апреля 2024 г.

    • Стоимость:

      900 руб

    Заказать такую же работу