Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Сциентистское направление в культурологии и антисциентистское
Содержание:
- 07 августа 2023
- 4 минуты
- 461
Сциентистское направление в культурологии и антисциентистское
Подходы в понимании сциентизма
Различные мировоззренческие и культурные установки влияли на усиление или ослабление акцента на научных ценностных ориентирах в философии. Как результат — сформировалось и усилилось противоборство двух философских мировоззренческих позиций. Выделяют сциентистский подход или сциентизм и антисциентизм.
В сциентизме наука представляет собой некий ориентир для прочих социокультурных феноменов. Все они являются уже вторичными по значению и нуждаются в помощи со стороны науки (для собственной организации и развития).
Сциентисты в области культурологии говорят о том, что научное знание безгранично в своем применении. Содержательно и смыслово сциентизм близко философии относительно претензий по достижению универсально истинного знания в области культурологических исследований. Для сциентистского мировоззрения характерно представление о том, что научное знание — единственно верное. Научный подход в таком представлении определяет все аспекты жизнедеятельности и организует всю жизнь общества.
Главные основания сциентизма
В основе философского подхода выделяют 3 главных утверждения:
- наука — адекватная замена философии и метафизики в ходе решения фундаментальных морально-этических проблем;
- у науки есть способность решить все проблемы человечества;
- в гуманитарные науки должны быть внедрены методы точных и естественных наук.
Антисциентизм как категория культуры и философии
Антисциентизм, будучи кардинально противоположным явлением, развивается одновременно со сциентизмом. Суть этого явления в том, что исключительность научного знания оценивается негативно. Критикуется его претензии на доминирующую позицию в культуре и общественном развитии. Этот подход не предполагает восприятие науки как доминирующего фактора культуры. Принципы и методы науки не воспринимаются как некий эталон для прочих форм познавательных деятельности.
В рамках антисциентизма в основе исторического развития находятся аксиологические системы. На этих системах основаны все взаимодействия, и гносеологические отношения личности с миром в том числе.
В начале 3-го тысячелетия позиции антисциентизма усиливаются. Это можно объяснить вполне видимыми антигуманными и деструктивными характеристиками техногенной цивилизации.
Есть даже несколько направлений, по которым развивается критика сциентизма:
- антисциентизм нацелен, в первую очередь, чтобы выявить противоречия непосредственно в науке, а также найти доказательства невозможности усиления ее роли как единственного инструмента направления исторического развития в будущем;
- наука и инициированный ею научно-технический прогресс воспринимаются как чуждый природе человека.
Представители антисциентизма, несмотря на принятия важности сциентистских мировоззренческих установок для развития научной деятельности, говорят о том, что научные методы невозможно применить для познания бытия в целом.
Обозначим культурный характер классического противостояния сциентистских и антисциентистских установок в культурологии. Также этот противостояние характеризуется социальной симптоматичностью и отражает динамику современных процессов, явлений, которые сопряжены с задачами по формированию нового типа науки и ее гуманизации.
Навигация по статьям