Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
О технике как социокультурном явлении
Содержание:
- 08 августа 2023
- 6 минут
- 193
О технике как социокультурном явлении
Техника как социальное явление в общем
Техника — одно из явлений культурной жизни 21 века, которое отличается противоречивостью. К слову, эпоха Просвещения восхищалась господством человека над природой. Сегодня же можно встретить большое количество критиков достижений человечества в этой области.
Что такое социокультурное явление?
Социокультурное явление — это одно из основополагающих понятий социологии и социальной философии.
Техника в науке может трактоваться широко и узко.
Если говорить про узкое определение техники, то оно имеет связь с технико-технологическими характеристиками понятия. Здесь под техникой понимают инструментальные средства, которые человек использует в своей деятельности, направленной на преобразование природы.
Широкое определение техники выходит за пределы таких характеристик и понимается как продукт человеческой цивилизации. Это понимание техники — специфика его изучения с точки зрения культурологии. В рамках этой науки техника изучается в двух аспектах: техника и социальное бытие, техника и социокультурный мир.
Особенности социокультурных черт
Есть несколько социокультурных черт, присущих технике. Это:
- средство, с помощью которого происходит преобразование среды, природы и собственно человека. Здесь также можно встретить отсылку к мифу о Прометее, который научил людей пользоваться огнем, и Делалу, который создал крылья, а также многим другим;
- посредник между человеком и природой. Она задает характер отношения между ними. К примеру, в дохристианский период человек не отделял себя от мира природы, а уже в христианский стал считать себя ее царем;
- средство, которое способно изменить самого человека, оно ставит вопрос положения человека в мире техники. То есть, важен поиск ответов на вопросы о месте техники в жизни людей, о ее включении в различные социальные отношения и др.
Взгляды ученых на социокультурные явления
В работе «Основы философии техники» немецкого ученого Э. Каппы, которая была опубликована в 1877 году, впервые было предложено философское осмысление понятия «техника». В этой работе основное внимание уделяется проблеме возникновения и существования техники с точки зрения антропологии. Эти же вопросы интересны и другому ученому — Ф. Дессауэру, но он отталкивается от специфики технической науки как особой области знания в системе наук.
Также роль техники в развитии культурного пространства рассматривается с позиций экзистенциализма. Здесь стоит упомянуть таких ученых-культурологов как М. Хайдегер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, Л. Гелси.
Г. Плесснер рассматривал технику с позиции философско-социальной антропологии.
В технике видит историческую судьбу современной цивилизации Ж. Эллюль. Он рассматривает технику с точки зрения социологии. В работах К. Маркса техника также рассматривается с этих позиций, только обозначается разрушительное влияние машин на рабочих. Но и этические проблемы использования и существования техники занимали умы ученых.
Культурные проблемы техники стали волновать российских ученых в начале 20 века. Здесь стоит назвать таких ученых как инженер-механик П. К. Энгельмейер и философ Н. А. Бердяев. Тем не менее, после революции исследования в этой области прекратились надолго — их стали называть идеалистическими. Снова заинтересовались такими исследованиями только во второй половине 20 века. В 80-90-е на первое место у культурологов выходит проблема, связанная с экологическими последствиями научно-технического прогресса.
Сегодня культурологи решают задачу исследования техники как многомерного и сложного явления культуры.
Важно отметить, что ученые всегда задумывались о происхождении техники. За все время в этой области сформировались следующие подходы в понимании этой проблемы:
- натуралистический. Согласно ему, техника появилась в силу того, что человек, осознав свою слабость, вынужден был производить технические артефакты с целью собственной защиты;
- волевой. Помимо природного фактора предполагается также участие некоторого волевого вселенского — как источника фундаментальных западных ценностей, в том числе технических;
- рациональный. Здесь развитие техники связано с интеллектом;
- антропологический. В центре внимания — понимание того, что человек является как мыслящим существом, так преобразующим. По этой причине он и создал технику;
- социокультурный. В его основе — понимание обусловленности появления и развития техники социокультурным развитием.
Это основная информация о технике как социокультурном явлении.
Навигация по статьям