Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Основные положения теории Вернадского
Содержание:
- 01 августа 2023
- 5 минут
- 199
Основные положения теории Вернадского
Идеи русского космизма
В. И. Вернадский был таким ученым, интерес к жизни и деятельности которого с каждым годом только возрастает. Ему принадлежит создание различных научных направлений и дисциплин, среди которых геохимия, генетическая минералогия, биогеохимия, метеоритика, космохимия, учения о ноосфере и биосфере, а также — концепции о природных водах. Кроме этого, ученый — представитель русского космизма.
Как философское направление, космизм является уникальным феноменом и наиболее ярким выражением русской культуры, социокультурным явлением, которое связывает в одно целое все существующее через призму космологических ориентиров.
Отличительная характеристика русской школы космизма — конструктивный характер. Теория Вернадского говорит не только о созерцании мира, но и дает реальные варианты выхода человечества из культурологического и цивилизационного кризиса — в этом кризисе человечество пребывает с начала прошлого столетия.
Вернадский в своей теории вывел основные идеи русского космизма. Культурологическая теория Вернадского — это:
- признание того, что существует множество форм разума и жизни во Вселенной;
- идеи бессмертия и человеческого воскрешения;
- автотрофность человечества в будущем;
- идеи регуляции процессов социума и природы.
Идея автотрофности в теории Вернадского
Теория Вернадского описывает следующий уровень организации жизни. Согласно Верндаскому, последующая эволюция человечества будет происходить в направлении автотрофности. Человек будет превращаться в существо, которое будет независимым от питания других существ. С учетом быстрых темпов развития науки, ученый сделал прогнозы относительно питания человечества: в будущем есть вероятность получения пищи не от живых существ.
Автротрофы по Вернадскому — это растения, суть существования которых заключается построении собственного организма с помощью энергоинформационных космических излучений.
Такая особенность дает возможность автотрофам не только питаться самостоятельно, но также и кормить других.
Поэтому в ходе исторического развития человек должен стать автотрофным, но автротрофным социального характера.
Мистика процессов познания в работах В. И. Вернадского
Изучение мистической природы познания — важная часть идейного наследия ученого наряду с автотрофностью. Ученый был свидетелем трагических событий в России в 1917 году. После этого он отметил, что человечество переживает период крушения человеческой логики — а это делает невозможным объяснение сущности поступков человека. Из этого следует, что познанию характерна мистическая природа, которая проявляется в:
- поэтическом и религиозном вдохновении;
- философском мышлении;
- научных исканиях;
- мистическом созерцании.
Такое представление о познании дало возможность Вернадскому прийти к выводу, что Homo Sapiens — не венец эволюции и не вершина создания: у него нет совершенного мыслительного аппарата. Поэтому, если человек выступает промежуточным звеном в большой цепи существ, то ему грозит дальнейшая эволюция в природном и социальном планах и превращение в Homo Spiritualis. Также Вернадский говорил о том, что стремление к последующей эволюции является имманентным стремлением человека: оно находит проявление в разных формах.
В ходе реализации процесса познания человек может столкнуться со страданием или с чувством, близким состоянию экстаза. Такие два противоположных состояния мысли в ситуации, связанной с крайним познавательным напряжением, говорят о глубокой сущности разума. Если мысль-страдание — инструмент разрушения отжившего, ветхого, ложного, то мысль-экстаз — это возможность для личности стать частью чего-то неведомого.
Как видно, в работах В. И. Вернадского есть яркое отражение идей русского космизма. Центральной его категорией выступает идея автотрофности, вера в дальнейшее развитие и эволюцию человека: она основана на мистической природе познания.
Навигация по статьям