Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Формационная типология и формационный подход к культуре
Содержание:
- 29 ноября 2023
- 5 минут
- 386
История развития формационного подхода к изучению культуры
Формационный подход типологизации культуры на протяжении долгого времени оставался главным в отечественной науке. Формационная типология выделяет в истории эпохи, которые характеризуются как определенные общественно-экономические формации. Эта типологии строится на базе утверждения, что надстройку, элементом которой является культура, может определять способ производства. С изменением способа производства изменяется и формация в целом. Соответственно, меняется и содержание культуры. Это значит, что меняется характер связей между элементами культуры, качественный их состав, особенности трансформаций культурных функций, а также роли в структуре духовных ценностей. Как результат — стали предполагать, что культурный тип является таким же, что и тип общественно-экономической формации.
Это дало возможность выделить в истории культуры следующие типы культур:
- первобытная;
- рабовладельческая;
- феодальная;
- капиталистическая;
- коммунистическая.
Духовная жизнь и культура в эту эпоху не отличаются самостоятельным значением в силу особенностей индивидуальной и общественной жизни. Наблюдается зависимость между способом создания и воссоздания членами социума собственной материальной жизни. Для каждого общества характерно развитие материального производства с учетом некоторой преемственности: общинное производство, азиатский способ производства, мелкие производители-собственники, наемный труд.
Капиталистическая форма — наиболее универсальная и эффективная, и способствует тому, что человечество постепенно подбирается к последовательному переходу от доистории к истории, от необходимости к свободе.
Основной смысл формационной типологии
Поговорим кратко о проблемах типологии культур.
Формационную типологию отлично дополнила классовая типология культур. В основе последней лежала мысль о том, что все классы антогонистический формаций (рабовладельческий, феодальный, капиталистический) создавали свой собственный тип культуры. И их создатели (рабы и их владельцы, феодалы и крестьяне в их зависимости, буржуазия и пролетариат, и культуры находятся в противопоставлении.
Однако стоит сказать, что связанные с формой существования различных классов и их специфическими интересами культуры были самостоятельными и особыми вариантами культуры. Они являлись причиной культурного разрыва в целом. Этот подход учитывал, что анализ любого явления культуры должен начинаться с того, чтобы отнести это явление к определенному классу и системе ценностей. История культуры представлялась как борьба двух тенденций и противопоставления двух культурных типов:
- прогрессивного, отражающего интересы трудящегося класса;
- консервативного, который защищал интересы класса эксплуататоров.
Что касается явлений и фактов, которые нельзя было интерпретировать однозначно, то они либо вообще не рассматривались, либо изучались с одной стороны, либо обозначались как колебания между двумя центральными линиями в культуре. К примеру, творчество отдельных писателей, религиозные взгляды людей, проявления национального и этнического самосознания.
Колебания между двумя линиями в культуре особенно заметны в случае характеристики творчества деятелей искусства.
Как видно, формационная типология культур является отражением тенденции рассматривания хода истории и культуры в качестве развития революционно-демократической линии. Она представлялось единственно возможной и имела в основе теорию и практику марксизма-ленинизма.
В такой классификации развитие культуры рассматривалось с позиции борьбы классов. Однако это сильно искажает действительность, так как изучение сложного культурного целого сводится к анализу только одного классового аспекта, пусть и достаточно важного.
Формационной типологии противостоял линейный тип культуры.
Также стоит отметить размышления П. Сорокина, который выделял рациональный, чувственный, идеалистический, эклектический типы культур.
Интересным моментом является рассмотрение культуры в антагонистических понятиях по К. Марксу.
Навигация по статьям