Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Культурологическое учение М. Вебера
Содержание:
- 04 октября 2023
- 6 минут
- 632
Культурологическое учение М. Вебера
Кратко биография Вебера и идеи
Прежде чем перейти к основным труда Макса Вебера, начнем с того, что кратко обозначим штрихи его биографии, а также основные идеи Макса Вебера.
Макс Вебер был немецким социологом культуры, экономистом, профессором Фрайбургского и Гейдельбергского университетов, а также автором книг, повлиявших на формирование вектора развития социально-научного знания.
Когда к власти пришли нацисты, то Вебер отстранился от преподавания и стал писать научные труды. Вначале его заинтересовала экономика, но уже вскоре он переходит к социальной культуре. Он трактовал ее довольно широко, в результате чего она превратилась в социальную философию мировой истории. Большое влияние на формирование основных идей Макса Вебера (философско-культурологических) оказало творчество Шпенглера.
Вместе с В. Зомбартом и Э. Яффе начиная с 1904 года он занимается созданием работы, которая получила название «Архив социальных наук и социальной политики». 1909 год был знаменателен тем, что Вебер стал одним из основателей и членов правления Немецкого социологического общества.
В 1918 году Вебер занимается преподаванием — он был профессором политической экономии в Вене. В 1919 году ученый становится советником немецкой делегации на Версальских переговорах.
Главные труды Вебера и основные идеи
К самым известным трудам М. Вебера относят:
- «Объективность социально-научного и социально-политического знания»;
- «О некоторых категориях понимающей социологии»;
- «Протестантская этика и дух капитализма».
Макс Вебер и социология культуры
Макс Вебер в культурологии и социологии известен своей концепцией, которую он построил без опоры на образцы естественных наук. М. Вебер назвал свою социологическую концепцию понимающей социологией. В концепции Вебера социология представляет собой гуманитарную науку, науку о культуре. В противовес позитивному Вебер обосновал культурологический подход.
Помимо концепции Альфред Вебер внес вклад в развитие следующих областей социального знания:
- общая социология;
- социология права;
- теория современного капитализма;
- политическая социология;
- методология социального познания М. Вебера;
- социология религии;
- экономическая социология.
Если говорить в целом, то труды М. Вебера в совокупности обозначили оригинальную теорию социологии и оказали влияние на синтетическое видение сущности и путей развития западной цивилизации.
М. Вебер не писал трудов по социологии культуры. Тем не менее социологическая концепция культуры Вебера, культурная и культурологическая концепция — это база его учения.
М. Вебер называл свою социологическую концепцию понимающей социологией. Это значит, что социология понимает социальные действия и делает все возможное для пояснения их причины. Понимание — это познание действия при помощи его субъективного смысла. Важно брать в расчет смысл действия не метафизически правильный, а тот, что переживается субъективно.
В рамках социологии культуры Вебер обозначил социальные действия:
- целенаправленное;
- традиционное;
- аффективное;
- ценностнорациональное.
Макс Вебер воспринимал социологию как науку о культуре.
Теория культуры Макса Вебера
Среди идей Вебера были связанные с пониманием культуры. Он предложил некоторые дополнения к определению, разработанному неокантианцами и, тем самым, существенно развил это определение.
Культура по Веберу во всем разнообразии — это большой спектр разнообразных идей, идеологий, представлений, мироощущений (представленных субъективным смыслом). Все они отвечают за регулирование и направление человеческой деятельности.
В концепции культуры Вебера культура представляет собой конечный фрагмент лишенной смысла мировой бесконечности. С точки зрения человека, он имеет смысл и значение.
Любой предмет можно будет отнести к предмету культуры в случае, если он наполнен для индивида смыслом, в случае приобретения значения или значимости, когда предмет превращается в ценность.
В концепции Макса Вебера культура представляет собой ценностное понятие.
Концепция ценностных идей в методологии Вебера — это трансцендентальная предпосылка наук о культуре. Люди представляют собой культурных существ, у них нет возможности изучать окружающую действительность, не оценивая ее и не наделяя ее смыслом.
Главные ценности в познании — это не продукты конечных решений ученых, а следствие деятельности духа времени и духа культуры.
С течением времени идеи и интересы, определяющие цели, проходят трансформацию. Они находят выражение в понятиях, идеальных типах, формулирующих науки о культуре.
Этот процесс бесконечный. Именно он определяет бескрайнее будущее для наук о культуре, которые всегда будут менять свои позиции и подхода. Таким образом они будут давать возможность открываться новым сторонам и аспектам своего предмета.
Это если кратко о социологии культуры Макса Вебера и экономической концепции Вебера. Эта информация также подходит для подготовки реферата на тему политической культуры Вебера.
Навигация по статьям