Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Основные виды культурных конфликтов
Содержание:
- 06 ноября 2023
- 6 минут
- 211
Общие замечания о конфликтах природы и культуры
Культура — это явление, которое объединяет собой все сферы и стороны человеческой деятельности. Почему так происходит есть много причин. Во-первых, в ходе контактов с другими культурами она передается от одного человека к другому. Во-вторых, с помощью культуры у человека формируется чувство сопричастности и принадлежности к определенной группе. Люди, которые принадлежат к одной культурной группе способны лучше понимать друг друга, больше друг другу доверять и симпатизировать в сравнении с посторонними. Общие для членов одной группы чувства могут выражаться в разнообразных культурных проявлениях.
Можно сказать, что общий язык и наличие возможности коммуницировать положительно сказываются на объединении членов социальной группы. Но также будет верно, что общий язык — это еще и средство исключения групп, не владеющих этим языком или пользующихся им в любой другой манере. Очевидно, что в обществе может быть несколько версий одного языка — по аналогии с различными стилями одежды, поведения, наборами ценностных ориентаций.
Все это нередко становится причиной обособления социальных групп и разнообразных групповых конфликтов (разных форм культурных конфликтов).
Явление аномии
Учитывая, сколько изменений происходит в современных человеческих сообществах и как стремительно, можно утверждать о не совсем верном определении степени культурного единства, определенной современными социологами.
Известный социолог Н. Смелзер предалагает выделять как минимум 3 вида межкультурных конфликтов:
- аномия;
- культурное запаздывание;
- господство чужой культуры.
Если говорить об аномии, то этот термин первым в 90-е гг. стал употреблять Э. Дюркгейм. По мнению ученого, под аномией следует понимать разрушение культурного единства, в ходе которого нельзя говорить о наличии четких социальных норм.
В то время явление аномии объясняли слабеющим влиянием политики и религии и возрастающим влиянием торгово-промышленных классов. В результате таких изменений происходил распад всей системы этических ценностей. По мнению исследователей, в это время начинается рост преступности, растет число разводов и др. Можно сказать, что все это стало причиной разрушения культурного единства. Особым образом это проявлялось в виде разрушения религиозных и семейных ценностей.
Аномия связана с утратой однозначных указаний правильности поступков. Появляется общество, в котором граждане не учитывают нормативные стандарты поведения и не подчиняются им в собственных поступках несмотря на то, что у них есть представление об их существовании.
Дюркгейм говорил о том, что у человека происходит остановка работы естественных ограничителей потребностей и желаний. Установка таких ограничителей осуществляется обществом посредством социальных норм. Это значит, что они отличаются социальным характером.
Немногим позднее явление и понятие аномии было развито в трудах американского социолога Р. Мертона. Он связал проблему аномии с несоответствием определяемых культурой целей и доступностью институализированных средств их достижения.
Специфика культурного запаздывания
В начале 20 века это понятие было введено в научный оборот ученым У. Огборном. Культурное запаздывание — это явление, которое возникает при отставании в развитии возможностей нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления) от развития материальной культуры и не успевают к ним приспособиться.
Как результат — постоянное несоответствие, возникающее между материальной и нематериальной культурами. Это приводит к многочисленным социальным проблем, которые все еще не могут быть решены.
Господство чужой культуры — еще один культурный стиль конфликта, который ученые выделяют в доиндустриальных обществах, колонизированных в различное время европейскими нациями. По мнению Б. Малиновского, для таких обществ свойственна плохая интеграция в силу наличия в их культуре многих противоречивых элементов. Исследователь изучал общества Южной Африки и зафиксировал противоборство двух культур с разной структурой:
- местной культурой;
- европейской колониальной культурой.
При наложении одних ценностей на другие получается не интеграция, а неестественное смешение двух культур. Такая смесь не является стабильной.
Навигация по статьям