Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Особенности всемирного культурного сознания
Содержание:
- 01 декабря 2023
- 7 минут
- 165
Размышления И. Г. Гердера о культурном сознании
Если внимательно присмотреться ко всемирной истории, то можно отметить, что в ходе истории происходили определенные значительные события, повлиявшие на жизнь всего человечества. Одно из таких событий — возникновение христианства, которое в большой степени способствовало культурному развитию человечества.
Исторический путь состоит из определенных этапов или формаций.
Изучающий формации культурный подход получил название формационного, он изучает культуру от момента человеческой разобщенности до культурного единения.
И. Г. Гердер в 1784 году опубликовал работу под названием «Идеи к философии истории человечества». Работа немецкого философа повлияла на немецкую философию и на становление немецкой нации в частности. По мнению ученого, людей объединяет нравственное единство человеческой природы, вне зависимости от эпохи и места проживания. Люди движутся по одинаковой траектории. Поэтому ученый говорит о том, что все люди принадлежат к одному единственному человеческому роду.
Но отдельные народы, например, европейские, проходят развитие быстрее других. Развитие истории происходит посредством культуры. Тем не менее, при изменении культуры она не становится более совершенной: появляются новые способности, исчезают старые. В то время Гердер не учитывал факто того, что культура, развиваясь, ориентируется на равномерность и направленность. Поэтому между культурой и историей Гердер не ставит знак равенства. Это не одно и то же, хотя понятия тесно друг с другом связаны.
Мысли Лессинга о едином человеческом сознании
Г. Э. Лессинг также интересовался идеями единства человечества. Об этом он писал в своей работе 1780 года «Воспитание человеческого рода». Здесь он говорит о том, что на протяжении всего человеческого существования люди скапливают духовные ценности и постепенно становятся ближе к собственному совершенству. С современной перспективы мысли философа могут казаться наивными. Поскольку сегодня мысль о том, что человек движется к своему идеалу с каждым веком становится все более иллюзорной. Тем не менее, в работе есть идеи, заслуживающие внимания.
Одна из таких идей — идея о единстве человеческого рода. Лессинг считал, что человечество — это понятие собирательное, это нечто, что родилось и развивается. Человечество — это не данность, а для истории характерен динамический характер. На протяжении всей своей истории человечество развивается и меняется под воздействием определенных факторов.
Также Лессинг считал, что человечество можно рассматривать как таковое, если эту общность людей можно осознать. Если самосознание отсутствует, то нет и человечества. Самосознание и самоидентификация приходят после своеобразных проделанных шагов и пройденных этапов. Разум человека — основная историческая сила. Без производственных и хозяйственных сил, путей сообщения и др. невозможно представить цивилизацию.
Сегодня вполне очевидно, что разум человека порождает как добро, так и зло. Продвигаемый просветителями Запада рационализм сегодня терпит неудачу. Общественная и политическая ситуация в мире такова, что многие задаются вопросом: не порождает ли разум безумие, не является ли он причиной разрушения сознания. При этом человечество все еще ставит на разум.
Философы прошлых столетий думали на тем, с помощью чего можно увеличить разумность человеческой жизни. При этом разум не всегда связан со светом. Европейские философы сильно теоретизировали, что отделяло их от реальной жизни. Но и чрезмерная рациональность была сродни насильственной силе: разум мог превратиться в агрессивную силу. По мнению «новых французских философов, разум уже поработил ход истории.
Восприятие христианства как единого сознания
В работе Лессинга «Воспитание человеческого рода» можно найти 100 тезисов относительно духовного возрождения человечества. Возраст человека — это 3 стадии (аналогично со стадиями человеческого рода). Эти исторические вехи представляют 3 религии:
- язычество;
- иудаизм;
- христианство.
Каждая из них — это фаза становления человеческого рода.
По мнению Лессинга, иудаизм сродни детству, а христианство — отрочеству. В работах Лессинга одно из центральных мест отводится христианству. Он считал, что христианство располагает к высшим моделям поведения. Ученый считал важным изучить более тщательно обстоятельства возникновения этой религии. Было очень много факторов, которые способствовали появлению христианства:
- другие религии, разум и философские взгляды человека;
- распространение христианами собственной веры;
- преграды, которые встречало христианство на своем пути.
Популярность христианства, по мнению Лессинга, заключалось в том, что оно призывало людей к добру и любви. Оно оценивается как высоко духовное, но нельзя сказать, что на этой стадии человек достиг максимума в духовном развитии. Дальше перед человечеством — зрелость и «эпоха нового вечного Евангелия» по Лессингу. В этот новый период центральное место займет человеческая нравственность: она станет обязательным условием существования человека.
Актуальность приобретает мысль Лессинга о том, что человеческая мораль будет вращаться все выше и выше. Программы, связанные с деформацией мира, отбросили духовные основы развития человечества далеко. Это негативно сказалось на всем человеческом роде.
Навигация по статьям