Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Ключевые концепции игровой культуры, их описание и сущность
Содержание:
- 09 июля 2023
- 6 минут
- 756
На сегодняшний день, концепцию игровой культуры принято считать самой популярной и распространённой культурологической концепцией нашего мира и культурологической науки, в общем и целом.
К представителям концепции игровой культуры можно отнести таких ученых как
- Й. Хейзинга,
- Х. Ортага-и-Гассет,
- Е. Финк.
Более подробно о мнении каждого из них будет изложено в рамках данной статьи.
Игровая концепция Йохана Хейзинга
Рис. 1 - Йохан Хёйзинга – (1872 – 1945)
Данный философ и историк, а также исследователь культуры является представителем нидерландской школы. Его главными трудами можно назвать:
- «Осень Средневековья»,
- «Об исторических жизненных идеалах»,
- «Homo Ludens, Статьи по истории культуры»,
- «Тени завтрашнего дня. Человек и культура».
Игру в рамках своей концепции Хейзинга расценивал как культурно-исторической универсалию. В труде – «Человек играющий» он изучает одни из самых глубоких слоёв исторического знания и создания явления культуры – игровые.
Игровое начало, с точки зрения Хейзинга, есть не только свойство художественного процесса, но также рассматривается как основание всей культуры. Игра по времени превалирует над культурой в контексте исторической науки. Судите сами, главные характеристики игры были оформлены еще до возникновения человеческого социума, за ними можно проследить во время игровой деятельности животных.
На протяжении всей истории человечества и ее периодов, игра сопровождала культуру, а также формировала и описывала огромное количество феноменов культуры. Игра обладает свойством формировать культуру, которое способно изменить всю окружающую действительность. Прежде чем трансформировать окружающую среду посредством материальных средств, человек исследует изменения, «проигрывая» их в своём воображении.
Стоит сказать о том, что концепция Хейзинга не загоняет в рамки игру только лишь духовными проявлениями. Все сферы материальной культуры так же обладают своими игровыми элементами. Идеалам общественной жизни отведена одну из ключевых функций в ходе осуществления игрового начала, формирующего некую определенную духовную действительность.
Бывает так, что игре свойственно отвечать за функцию драматургического начала, когда осуществляется наивысший общественный сюжет. Социальным идеалам так же характерен игровой компонент, так как идеалы теснейшим образом связаны с полем мечтаний, фантазий, выраженных в этой самой игровой области культуры.
По мнению Хейзинга, отраженному в его концепции, эпохи также «играют» в реализацию своих идеалов, например, эпоха Возрождения стремилась воплотить идеал мира Античности, не стараясь и не преследуя цели создания неких своих оригинальных идей.
Также стоит выделить определенные признаки игры:
- Игра – это свобода
- Игра не является привычной нам, настоящей жизнью
- Игра замкнутая и ограниченная
- Игра обладает своим порядком
Концепция игры Х. Ортега-и-Гассета
Рис. 2 - Х. Ортега-и-Гассет (1889 – 1955)
Испанский философ, социолог, автор таких произведений как «Восстание масс», «Размышления о Дон-Кихоте».
Стоит признать, что вместе с размышлениями о культуре и игре своего коллеги Хейзинга, Ортега-и-Гассет так же испытывает интерес к судьбе современной культуры, кризисному бытию личности в рамках «массового общества». В духовных ценностях аристократической элиты Оретега-и-Гассет усматривает возможность перерождения культуры.
Ортега-и-Гассет придерживается в своих рассуждениях теории элиты. Свои социологические мысли и заключения он изложил в книге «Дегуманизация искусства», в которой исследует разного рода человеческие составляющие» народ, массу и элиту.
Состоявшиеся и знаменитые люди помещают свой жизненный отрезок в игровую сферу. Игра, таким образом, заменяет обыденную и привычную жизнь масс, ее утилитаристское настроение, пошлое бытие. Также стоит отметить, что Ортега-и-Гассет определяет различные оттенки игры: трагическую и ликующую, спортивную и праздничную.
Концепция игры О.Финка
Рис. 3 – О.Финк (1905 - 1975)
Философ из Германии – Ойген Финк рассматривает игру в как самый важный феномен всего бытия человека, вместе с такими его проявлениями как смерть, труд, господство и любовь.
Игровое начало нитью пронизывает всю жизнь человечества и создает некий особенный и оригинальный способ осознания жизненного пути. Вступая в спор и противоречие с Хейзингой, Финк считает, что игра есть самый важный способ воплотить человеческую деятельность, который не свойственен представителям фауны.
Лишь только человек обладает фантазией, которой он пользуется в ходе трансформации окружающей его среды. Фантазия и есть основание для игры, с помощью которой осуществляются духовные возможности культуры. Данным образом происходит понимание возвышенности человека над миром культуры, а значит - так рождается новая культура.
Навигация по статьям