Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Психологические и культурологические концепции Карла Юнга
Содержание:
- 12 апреля 2023
- 5 минут
- 577
Личность и биография психиатра
Карл Густав Юнг – (1875–1961) являлся знаменитым швейцарским психологом, философом, психиатром, основоположником глубинной и аналитической психологий (см. рис).
Рис. - Карл Густав Юнг (1875–1961)
Его биография достаточно интересна. Будущий психолог воспитывался в семье священника протестантской церкви в городе Кесвиль, Швейцария. По завершению школы Юнг стал студентом медицинского факультета в университете Базеля, который успешно окончил, а затем отправился на прохождение практики в психиатрической клинике города Цюриха в период с 1900 по 1906 годы. Юнг являлся личным ассистентом знаменитого в тот период психиатра Э. Блейлера.
В промежутке времени с 1909 по 1913 считался ярым приверженцем идей Зигмунда Фреда. Цель своей психотерапии Юнг определял как «возможность реализовать индивидуацию личности». Главными трудами Юнга стали «Метаморфозы и символы либидо» «Архетип и символ» «Красная книга»
Психологическая концепция
В ходе всей жизни Юнга в значительной мере интересовали вопросы и проблемы культуры. Подход к исследованию культуры Юнгом стоит обозначить в качестве психологического. Являясь психиатром, Юнг так или иначе взаимодействовал с проблемами личности и ее становления. Основываясь на этих проблемах, молодой психиатр утвердился во мнении, что развитие личности, а также ее болезни в значительной степени нашли свое отражение в социокультурных процессах и феноменах.
Теория архетипов
Отличительной чертой деятельности Юнга от Фрейда стало его изучение поведенческих мотиваций групп и индивидов на различных уровнях, начиная с небольших групп и завершая многочисленными национальностями. Основываясь этих фактах, он предложил свою теорию архетипов, которую описал в качестве глубинного подсознательного поведенческого фактора. Юнг расценивал культуру как предмет психологического анализа. Базируясь своей теории, Юнг описал кризис в сфере общественно-политической культуры Западной Европы посредством вторжения архетипов в жизнь социума.
Если принимать во внимание эпоху, в которой жил и трудился Юнг, его теория базировалась на трактовке основным культурных и исторических феноменах, используя методы психиатрии.
Юнг считал, что современный мир с его коллективным безумием есть закономерный итог развития европейской культуры, имеющей в качестве своего вектора технократию. Развитие техники стало причиной упадка символического знания, отказа от единства души с природой, от символа в качестве образа бессознательной энергии.
Символы, с точки зрения Юнга, способны явить человеку священное в природе, и вместе с тем, защищают от фатального и прямого взаимодействия с обширной психической энергетикой архетипов.
Культурная концепция
Основой концепции культуры Юнг считал определение «коллективного бессознательного», которое, а его взгляд, «одинаково у всех индивидуумов и формирает тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, являясь по своей природе, сверхличным».
Это является некой отсылкой к теории Фрейда о структуре личности с супер-эго. «Коллективное бессзнательное» передаётся как наследство и является базой, на котором строится человеческая психика. Результатом влияния таких программ с рождения является возникновение как животных поведенческих реакций, представленных в виде либидо, так и воображения, мышления.
Общечеловеческие первообразы выступают содержанием «коллективного бессознательного» - архетипов.
Архетипы нашли свое отражение в мифологии, магии. Для Юнга исследование архетипических образов сыграло важную роль в формировании его концепции. Архетипы, с точки зрения психиатра, стали основой для таких отраслей как мифология, искусство, культура, философия.
Навигация по статьям