Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Феноменология в контексте философского учения Эдмунда Гуссерля
Содержание:
- 18 сентября 2023
- 5 минут
- 1207
Феномен и феноменология в учениях Гуссерля
Рис. – Э. Гуссерль – (1859–1938)
Эдмунд Гуссерль был немецким философов, а также основателем течения феноменология. Феноменологию принято считать одним из передовых течений в философском учении прошлого столетия. Буквально феноменология есть учение о феноменах, а Эдмунд Гуссерль, о котором мы говорим в данной статье, находился у самих истоков феноменологии.
Гуссерль считал, что феноменом можно назвать любой появляющийся в сознании смысл того или иного предмета. Для выявления чистого сознания, нужно отчистить его от таких «примесей» как натурализм, психологизм, платонизм. Гуссерль видел своей задачей сформировать универсальную науку (универсальную философию и универсальную онтологию), которая могла бы относится к «всеобъемлющему единству сущего», будучи строго обоснованной. Таковой должна была стать феноменология.
Философская концепция Гуссерля
Данная концепция немецкого философа была сформирована посредством влияния главных философов и мыслителей XIX столетия. Особенная роль была отведена взглядам Бернарда Больцано и Франца Брентано. Первый, то есть Больцано критиковал психологизм и считал, что истины существуют независимо от того, являются они выраженными либо нет. Это дало возможность Гуссерлю освободить познавательный процесс от давления психологизма.
В свою очередь, Брентано придерживался мнения, что интенциональность «есть то, что дает возможность психологические феномены делить на типы». Из данной концепции Гуссерлем была перенята идея интенциональности, которую в феноменологии принято считать направленностью сознания на предмет.
Свои оригинальные мысли и взгляды Гуссерлем были представлены в произведениях:
- «Логические исследования» 1901 год.
- «Философия как строгая наука» 1911 год.
- «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» 1913 год. «Трансцендентальная логика и формальная логика» 1921 год.
- «Картезианские размышления» 1931 год.
- «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» 1954 год.
Особенностью философии Гуссерля стоит назвать то, что она состоит из качественно нового метода, сущность которого заключалась в короткой фразе: «Назад к вещам!».
Для того, чтобы осознать, что из себя представляют вещи, так, как о них думал Гуссерль, стоит обратиться к характеристике «феноменов», явлений, «которые предстают сознанию после осуществления эпохи, то есть после заключения в скобки нагих философских воззрений и убеждений, которые имеют связь с нашей естественной установкой, самым прямым образом навязывающей нам веру в существование мира вещей».
Гуссерль обозначал феноменологии в качестве «первой философии», то есть науки о чистых принципах сознания, универсального учения о методах. Познание полагается как поток сознания, являющийся внутреннеорганизованным и целостным, однако, не находящимся в зависимости от определенных психических актов и от субъекта познания.
Феноменологический метод ориентирован, по мнению Гуссерля, на то, чтобы трансформировать философию в строгую науку, теорию научного познания, которая сможет гарантировать доскональное и точное представление о «жизненном мире». В связи с тем, что старое философское учение не было в состоянии обеспечить глубинный уровень знания, на основе которого человек сумел бы благополучно развиваться, то новая философия и новый метод дают возможность достигнуть этих глубинных знаний.
Недостаток старой философии является причиной, с точки зрения Гуссерля, кризиса в науке стран Европы, свидетельством чего может стать его работа «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология».
Навигация по статьям