Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Аполлонизм и Дионисийство в культурной концепции Ф.Ницше
Содержание:
- 04 мая 2023
- 6 минут
- 549
Фридрих Ницше – (1844 – 1900) философ, культуролог, мыслитель автор концепции «философия жизни» немецкого происхождения (рисунок 1).
Рис. 1 – Фридрих Ницше (1844 – 1900)
Особенности философского учения Ф.Ницше
Учение Фридриха Ницше является ярким и динамичным процессом в истории развития философской мысли и культуры, в общем и целом. Он в большинстве своем предугадал и сформулировал ключевые события в общественной и духовной жизни минувшего и будущего столетий: наступления кризиса культуры и высших ценностей, борьба за превосходство, массовый характер культуры.
Его творческая деятельность и ее достижения охватывают самые важные аспекты культуры, искусства и философии. Достаточно проблематично отыскать такую область культуры, философии, искусства, политики, социологии, психологии, на которую бы не было оказано влияние его философии.
Философско-культурологическая концепция Ф.Ницше
Теме жизни отведено ключевое место в философско-культурологической теории Ницше. Основой жизни, по мнению Ницше, является воля. Изначально, в ранний период философии Ницше, жизнь и воля проходят через период эстетизации.
Воля может получить выражение посредством разума и науки, с помощью синтетической формы жизнедеятельности человека – искусства.
Искусство расценивается философом в форме дополнения и завершения бытия. Кроме того, он считает, что искусство обладает двумя началами( рисунок 2):
Аполлоническим началом, которому характерны упорядоченность, рациональность, критичность.
Дионисическим началом с характерными для него чувственностью и опьяненностью.
Рис. 2 - Аполлонизм и Дионисийство
Ницше руководствуется мифологией Древней Греции, где боги Дионис и Аполлон приходятся друг другу противоположными символическими типами. Аполлон - это прекрасный сын Зевса, небесный и солнечный бог, сменяющий на Олимпе бога Солнца - Гелиоса. Считается, что его происхождение и источник – само солнце, а сам он представлен как солнечное начало и божественное откровение: «Аполлон в качестве бога всех сил, которые творят образами, есть в тоже время и бог, который вещает истину, возвещает будущее».
Будучи противоположностью Аполлона, Дионис является богом плодородия, всего земного, растительного, это бог земледелия и виноделия. В своем лице он представляет веселье, буйство, радость: «Под чарами Диониса не только снова соединяется союз человека с человеком: сама отчуждённая, враждебная либо порабощенная природа вновь пирует на празднике примирения со своим блудным сыном – человеком».
Следовательно, чтобы уловить суть «аполлонического и дионисийского» начал, стоит осуществить анализ понятий и принципов, выражающих образы Аполлона и Диониса.
Аполлон есть олицетворение полноты чувства меры, порядка и покоя, принципа индивидуализма, а Дионис, в свою очередь, есть олицетворение дикого порыва, отсутствия чувства меры, буйства, чудовищного ужаса. Но Аполлон и Дионис обладают общей сущностной характеристикой – они оба вдохновляют людей посредством создания образов разного масштаба и значения.
В случае подчинения Диониса Аполлону, рождается трагедия. Это стоит расценивать не только как вид искусства, но и состояние человека, чья творческо-импульсивная идея находится под давлением рационально-критических истин. Трагическое мироощущение, которое опирается в культуре на противостояние аполлонического и дионисийского начал, является сущностью огромнейшего успеха, которого сумели достичь древние греки, с точки зрения Ницше.
Эпоха рационализма в культуре – Просвещение стали причиной упадка трагедии. Современному искусству стоит поставить перед собой фундаментальную задачу возвращения трагического мифа, несущего в себе мощный импульс творчества и самой жизни.
Навигация по статьям