Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Концепция культуры и основные определения И.Г. Гердера
Содержание:
- 18 февраля 2023
- 5 минут
- 584
Введение в концепцию
Иоганн Готфрид Гердер (1744 – 1803) – известный философ из нынешней Германии, культуролог, теолог, историк культуры, являющийся основателем концепции исторического понимания искусства; помимо этого, он является ключевым философом эпохи позднего Просвещения, а также родоначальником того течения, которое изучает естественное историческое развитие человеческой культуры (см. рисунок).
Рис. – И. Гердер
Изучить историю человечества и ее смысл - такую цель и задачу ставил перед собой автор, обращаясь к сути своей концепции культуры. Философия истории человеческого рода должна обладать своим началом "на небесах", так как Земля не способна воспроизводить органических существ, а получает возможности от сил, проходящих через мир.
Огромное значение в концепции Гердера занимает взаимная связь природы и культуры. Данный метод, получивший название космологического, Гердер позаимствовал из философии и умозаключений его современника – Иммануила Канта, представленные в его произведении "Всеобщей естественной истории и теории неба" в середине XVIII столетия.
Концепция культуры
История человечества, с точки зрения Гердера, берет свое начало с истории развития природы, так как она является продолжением природы, достигая с каким-то временем высокого уровня. А человек есть окончательное звено эволюции.
Тщательно и ответственно изучая культурный феномен, Гердер сумел выделить в ней два начала:
- надприродную культурную сущность;
- историческую причину развития данного феномена.
Элементами культуры по Гердеру стоит считать:
- язык,
- государственное образование,
- семью и отношения внутри ее,
- религию,
- искусство,
- науку.
Гердер говорил о том, что культура «захватывает человека и формирует его голову и члены его тела». Лишь культура является тем началом, которое способно интегрировать людей, создавая на их основе одно человеческое общество.
Анализ культуры по историко-географическому критерию
Гердер изучал развитие социума с точки зрения истории и географии, капля за каплей исследуя объединение культурно-исторических регионов, создавая акцент на природных условиях и традиции, присущих проживающим на этих территориях народам.
Обстоятельно и с большим интересом Гердер изучал вопрос европейской культуры, при этом не разделяя взглядов европоцентризма; он акцентировал внимание на том, что есть предпосылки из азиатских культур, ставшие фундаментом большого количества феноменов культуры. Гердер настойчиво говорил о том, что различные типы культуры не должны разделять этносы на такие как «просвещенные и непросвещённые», замечая, что стоит принимать во внимание не качественный параметр, а количественный. Цепи культуры обладает: «бесчисленными оттенками, а цвета изменчивы и зависят от места и времени».
Единство культуры человечества есть центр всех учений Гердера, это общая цель всех людей, объединяющая стремление «обрести настоящую гуманность». Взгляды на культуру такого рода, ее становление и развитие в значительной мере оказали влияние на эти сферы гуманитарного знания, предоставляя возможность лицезреть ее неоднозначную суть, а также составить свои закономерные цепочки.
Навигация по статьям