Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Философская теория культуры Шпенглера
Содержание:
- 13 октября 2023
- 5 минут
- 1503
Общие сведения об авторе
Освальд Шпенглер (1880–1936) был выдающимся философом из Германии, а также культурологом, историком, представителем современной философии культуры (см. рисунок).
Рис. - О. Шпенглер
Главным творением Шпенглера по праву стоит считать «Закат Европы», принесшее ему всеобщую известность и успех. Цель данного монументального труда можно описать следующим образом: исходя из замыслов философа, книга есть попытка предопределения истории, передачи драмы жизни и гибели западной культуры.
На творческую деятельность Шпенглера в большой мере повлияли такие философы как Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, а также эстетическое учение В. Воррингера, творчество Гете.
Философия культуры
В своём подходе при изучении культуры Шпенглер старается уйти от концепции единства всего культурно-исторического процесса, подводимого под единую стержневую логику, которая охватывает всю историю, оканчиваясь в важной точке.
Шпенглер утверждал сравнительно-типологический принцип процесса изучения исторической картины мира, таким образом, ставя под сомнение фундаментальные основы европоцентризма.
Шпенглер не признавал никакой единой мировой культуры. Его культурная концепция состояла в том, что имеют место самые разные виды культуры со своей особой судьбой и кармой. Шпенглер придерживался мнения, что у человечества нет ни идеи, ни плана, а весь линейный процесс развития всемирной истории, по его мнению, бездарен.
Можно сказать, что Шпенглер подразумевал под термином культуры символически отображенную систему, в которой реализуется некая душа: «Культура в качестве совокупности чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, в качестве тела ее, смертного, переходящего, культура в качестве совокупности значимых символов жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может поведать душа, как она желает». Культура соответствует по своей смысловой нагрузке понятиям истории и общества.
Стоит понимать, что Шпенглер вкладывает в определение «душа» культуры.
Душа культуры - это уникальное и невыразимое определение посредством рациональных средств. Это одна из ключевых причин, согласно которой люди иных культур не в состоянии понять внутренний мир социума другой культуры, ее чувств, символов, таинств.
Шпенглер рассматривал три исторические культуры, такие как:
- античная,
- европейская,
- арабская.
Каждая культура обладает соответствующей душой. Из этого исходит то, из чего каждая душа состоит:
- Аполлоновской душе присуще идеальное чувственное тело
- Фаустовская душа выбрала своим символом беспредельное пространство, динамизм;
- Магическая душа, олицетворяющая противостояние между душей и телом, выражает магическую взаимосвязь между ними.
Культуре суждено пройти ступени возраста, соответствующие жизни отдельно взятого человека:
- детство,
- юность,
- зрелость,
- старость.
Кроме того, Шпенглер отмечал, что все культуры можно считать равноправными, уникальными, неповторимыми, ни одну из них нельзя оценить с какой-то внешней стороны, позиции другой культуры: «феномен иных культур говорит на ином языке, а другим людям характерны другие истины».
Навигация по статьям