Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Эволюционистский подход в рамках культурологического знания
Содержание:
- 08 ноября 2023
- 6 минут
- 286
Введение
Самые первые концепции культуры эволюционистской направленности возникли практически в одно и то же время в таких странах как
- Соединенный Штаты (Л.Г.Морган);
- Англия (Г.Спенсер, Дж.Мак-Леннан, Дж.Лебок, Э.Тайлор, Дж.Фрезер);
- Германия (А.Бастиан, Т.Вайц, Ю.Липперт);
- Франция (Ш.Летурно).
Предпосылка отмечена как возникновение интереса к жизнедеятельности народов в условиях иных культур. основой нового подхода к исследованию культур стала идея единства человеческого рода и одного образа путей развития разных культур от примитивного к сложному. Ученые хотели обосновать явление культуры с точки зрения психологии и посредством психических свойств индивида обосновать закономерности развития социумов.
Немецкий и французский эволюционизм
А. Бастиан был первым, кто создал эволюционную концепцию культур. В своем главном произведении – «Человек в истории» – автор провел анализ человеческой культуры и духа, используя психологический метод.
В это же время второй исследователь из Германии Т. Вайц опубликовал «Антропологию естественных народов», где миру была представлена попытка формирования новой науки, которая призвана интегрировать разного рода подходы к анализу культур – психологические, антропологические и культурно-исторические. Основной задачей новая наука видела исследование различных способностей и навыков индивидуумов: морально-этических, психических, интеллектуальных.
Исследование культур с точки зрения эволюционизма во Франции складывался в пределах социологической науки, что, бесспорно, нашло свое отражение при изучении культур. Одним из авторов и творцов науки социологии был Огюст Конт, предложивший эволюционную периодизацию исторического процесса. Последователями О.Конта касательно изучения культур были Ш. Летурно и Э. Дюркгейм, считавшиеся представителями социологического вектора развития в культурологии.
Английский эволюционизм
Ученый из Англии - Дж. Мак-Леннан все свое главное внимание уделял брачно-семейным отношениям в качестве важного звена и значительной составляющей культуры. Эти взгляды нашли отображение в ставшей довольно популярной монографии «Первобытный брак».
Концепция Э. Тайлора
Концепция эволюции культур иного английского ученого Э. Тайлора была описана в книге «Первобытная культура», где автор рассуждает о прогрессивном развитии культур, в противовес популярной в одно время теории вырождения, которая утверждала, что возникновение истории культуры стоит отнести к моменту появления на Земле какой-то полуцивилизованной расы, а затем культура в своем развитии
- Назад, к обществу варваров и примитивов,
- Вперед, к цивилизованному обществу.
Э.Тайлор не отрицал возможности в культурах различных народов регрессивных изменений, которые происходят из-за разного рода катаклизмов как исторических, так и природных, а также утверждал, что ключевой вектор развития культур в истории человечества все же эволюционный.
Объяснить данный феномен можно тем, что в сходстве обстоятельств жизни человека, делается акцент в исследовании культуры, опираясь на анализ духовной стороны культуры, религии, магии, он стал основоположником анимистической теории религии (анимизм – вера в духовные существа). Причиной появления анимизма, по мнению Тейлора, стоит считать стремление первобытных людей найти ответы на вопросы о природе и происхождении смерти, экстаза, сна, объяснить образы, которые являются к нам в снах и видениях и другие сложно понятные им вещи. Впоследствии теория анимизма стала причиной оживленных споров в среде ученых, занимающихся исследованием культур.
Таким образом, в начале XX столетия эволюционизм в культурологии утвердил новый взгляд на развитие культур и прекратил занимать главенствующее положение.
Навигация по статьям