Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Культура природы и отношение к ней восточных и западных цивилизаций

Содержание:

Взаимоотношения человека и природы

Определение 1

Культурой принято называть деятельность человека в её самых различных проявлениях, в том числе все формы и способы самовыражения и самопознания, а также аккумулирование человеком и обществом неких определнных навыков и умений. 

Далее дадим определение природе.

Определение 2

Природа есть это материальное окружение (оболочка) нашей Вселенной, проще говоря — ключевой объект исследования всех естественных наук (физики, химии, географии и т.д.) 

Стоит сказать о том, что потребительское и насильственное отношение к природе было характерно далеко не всем людям на планете. Исследовательское, зачастую насильственное отношение было в большей мере свойственно для народов западных культур. Что касается восточных цивилизаций и Азии, то там данные дела имели совершенно иное значение. С самой древности люди, проживающие в восточных цивилизациях, по-другому относились к природному миру и его обитателям. 

Пример 1

К примеру, в Китае еще со времен Древнего мира считалось, что людям не стоит активно вмешиваться в порядок, существующий в природной среде. С точки зрения китайцев, человеку должно адаптироваться в природе, найти свое место в мире природы, а не подстраивать природу под себя и свои нужды. 

На Востоке еще во времена древности люди осознавали, что активное вмешательство человека в природу будет чревато некоторыми определенными, зачастую необратимыми, последствиями, например, они думали, что человек не должен подниматься на высокогорье, так как это может трансформировать в худшую сторону воздух на вершине, а также изменить вектор движения снега и ветра. 

В восточных цивилизациях с большой долей опаски относились ко всем предметам, сделанным руками человека. До наших дней дошла древняя китайская притча, в которой говорится о том, как крестьянин переносил воду в бурдюке, который был сделан из козьей шкурки, и держал его за веревочку. Мудрец, когда увидел эту картину, задал вопрос почему он не пользуется коромыслом, на что крестьянин дал ему ответ, что он может быть порабощен этим коромыслом и лучше использовать то, что было дано человеку матерью-природой. 

Пример 2

Стоит отметить, что в Индии так же достаточно трепетно и с бережливостью относились к природе и ко всем ее составляющим. Например, даже убить жука трактовалось как большой грех, так как для индийцев каждое живое существо признается священным. 

Как мы видим из вышеизложенного, на Востоке действительно по-иному относятся к природе, нежели это делали европейцы, поэтому стоит более подробно изучить данную тему.

Отношение к природе на Западе и на Востоке

Философ и психолог из Германии - Эрих Фромм в своем знаменитом труде «Иметь или быть» совершает анализ двух поэтических произведений, являющихся подтверждением разницы отношений к миру природы в восточной и западной цивилизациях. И одно, и другое стихотворения отображают реакцию поэтов на обычный цветок. 

Автор первого стихотворения – это знаменитый на весь мир японский поэт Мацуо Басё, написавший данное стихотворение в XVII столетии в жанре хокку, то есть нерифмованное трехстишье: 

Замечание 1

Внимательно вглядись!
Цветы «пастушьей сумки»
Увидишь под плетнем!

Автор другого стихотворения - поэт из Англии - Теннисон, написавший его в XIX столетии: 

Замечание 2

Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин древних извлекаю,
Ты предо мною весь — вот корень, стебелек,
здесь на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек,
и в чем вся суть твоя, цветок.
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

Эрих Фромм был крайне поражен тем, как по-разному отнеслись к встреченному цветку Басё и Теннисон. Мы с вами можем отследить, что основное желание Теннисона - обладать этим цветком, именно поэтому он вырывает его, более того, вместе с корнем. 

Поэтическое произведение Теннисона завершается тем, что цветок сумеет помочь осознать человеку суть бытия, но само растение обречено на гибель. Таким образом, получается, что Цветок в данном произведении ни что иное как жертва научных исследований и экспериментов человека над природой. В этом случае автор этого стихотворения является перед нами в качестве типичного европейского ученого, желающего разгадать тайны и загадки природы всеми доступными способами, ради истины он готов на жертвы, на убийство не виноватого живого существа. 

Совершенно иное отношение к природе мы можем наблюдать у автора из Японии - Мацуо Басё. Он не желает обладать этим цветком, он даже не смеет прикоснуться к нему, он только лишь внимательно на него глядит и любуется им. Внимательного взгляда японцу совершенно довольно для того чтобы «прочитать» этот цветок, проанализировать и проникнуть в его сущность.

Также японский философ и психолог Д.Т. Судзуки придерживался того мнения, что Басе просто гулял по тропе и заметил неподалеку с дорожкой что-то довольно неприметное, поэт подошел ближе к этому объекту и увидел, что это дикий цветок, который был бы совершенно незаметным и малопривлекательным для идущих мимо обывателей. 

Описание данного события с точки зрения Т.Д. Судзуки не является чрезмерно поэтическим, европеец в общем и целом не сумеет понять скрытого смысла данного трехстишия, однако, в конце произведения находятся два последних слога, читаемые как «капа». Когда это окончание прибавляется к другим словам, то привносят ощущение восхищения, иногда радости или печали. Это окончание в некотором смысле японцами приравнивается к восклицательному знаку. 

С точки зрения Теннисона, физическое обладание цветком поможет постичь суть бытия, но, как было сказано ранее, при этом цветок погибнет. В конкретном случае человек первоочередно преследует свою цель, посредством чего она будет достигнута не является столь важным. Басё же просто лицезрит цветок, он желает быть с ним единым целым, для того, чтобы углубиться в тайны и сущность природы. 

Восточное восприятие природы

В культурах восточных стран главное место отводится космической целостности всех сторон и явлений Вселенной. Это единство, совокупная система включает в себя не только природные элементы, но также и человека. Согласно взглядам восточных философов, в нашем мире все находится во взаимной связи, каждый человеческий поступок приведет к каким-то определенным последствиям в природе. Ни одно нарушение, которое совершит человек в природе, не остается незамеченным либо малозначительным. 

Пример 3

К примеру, в Индии до сих пор люди верят, что космические силы смогли предопределить, как природные явления, так и человеческие судьбы. Более того, предопределенным является и поведение людей, и сущность, которой станет человек после своей смерти. 

Итак, можно сделать вывод, каждое живое существо когда-то в предыдущей жизни могло являться человеком. Если в культуре имеют место такие умозаключения, то сама идея вмешиваться в природу является абсурдной. На востоке к природе всегда относились с почтением, уважением, ее воспринимали в качестве чего-то священного, ей покланялись, а вмешательство в природу каким-либо образом признавалось великим грехом. 

Природе нельзя было навязывать свою волю. В Китае наивысшим законом считалось небо, ему поклонялись люди, оно давало власть, но также могло и сурово наказать за несоблюдение природных законов. В Японии считалось, что природный мир есть результат любви высших духовных существ. Природа по мнению японцев всегда является красивой, а вмешиваясь в природу, человек губит эту самую красоту. 
 
 

Навигация по статьям

Выполненные работы по культурологии
  • Культурология

    Тема танец в моей жизни

    • Вид работы:

      Презентация (PPT, PPS)

    • Выполнена:

      13 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 600 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Научные и технические достижения Египта

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      25 января 2024 г.

    • Стоимость:

      1 800 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Художественная фантастика и е роль в культуре

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      16 января 2024 г.

    • Стоимость:

      2 000 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Основы деловой культуры

    • Вид работы:

      Дистанционный экзамен, онлайн-тест

    • Выполнена:

      14 января 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    есть три статьи их нужно оформить по госту и в один документ

    • Вид работы:

      Исправление и доработка готовой работы

    • Выполнена:

      23 декабря 2023 г.

    • Стоимость:

      2 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Эссе Моя история лет спектаклю Матросская тишина Номинации Тема отцов и детей семейных ценностей в спектпкле Тема малой родины и патриотизма в спектакле Тема любви в спектакле Связь истории страны и личной истории человека в спектакле

    • Вид работы:

      Эссе

    • Выполнена:

      22 декабря 2023 г.

    • Стоимость:

      1 300 руб

    Заказать такую же работу