Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Сущность цивилизации в рамках культуры согласно О. Шпенглеру
Содержание:
- 09 декабря 2023
- 8 минут
- 1755
Характеристика понятия «цивилизация»
Термин «цивилизация» имеет несколько трактовок, среди которых:
- единство исторического развития и совокупности материально-технических и духовных достижений человечества в процессе этого развития (человеческая цивилизация как часть истории планеты Земля);
- стадия всемирного исторического процесса, которая характеризуется достижением человечества определённого уровня социальности (достижение саморегуляции и самопроизводства при определенной независимости от природы, дифференцированность общественного сознания);
- локализованное в пространстве и времени общество, которое представляет собой целостную систему с большим многообразием подсистем (экономическая, политическая, социальная и духовная), развивающуюся по законам витальных циклов.
Подход О. Шпенглера к определению понятия «цивилизация»
Освальд Шпенглер – известный немецкий философ – в своих исследованиях также затрагивал тему сущности понятия «цивилизация». Свои умозаключения по этому вопросу он отразил в научном труде «Закат Европы».
Шпенглер сравнивает культуру с живым организмом, который в процессе развития проходит через несколько фаз. Так, у культуры есть фаза рождения, расцвета, угасания и смерти. Когда культура умирает, формируется ее иная форма – цивилизация.
Взгляды ученых на передачу культурного опыта
О. Шпенглер считал, что культуры не могут обмениваться культурными началами друг с другом. Такого же мнения придерживался российский ученый Н. Я. Данилевский. Но далеко не все исследователи разделяли подобные взгляды, к примеру, В.С. Соловьев утверждал, что эволюция истории в основном происходит за счет именно передачи культурного опыта.
Н. Я. Данилевский считал, что народы северной Африки и передней Азии относятся к другому культурному типу. Изначально на этот культурно-исторический тип оказал определенное влияние эллинизм, затем христианство, а затем ислам.
Критика концепции Шпенглера
Концепции О. Шпенглера и Н.Я. Данилевского можно поставить под сомнение и другими примерами.
Периодизация мировой истории
И Данилевский, и Шпенглер не соглашались с принятым мнением о делении мирового исторического процесса на три периода:
- древний,
- средневековый,
- новый.
Ученые придерживались идеи, что история не единый процесс, на самом деле мировая история состоит из множества историй разных культур. Так, если цивилизацию Шпенглер называл итогом жизни культуры, то мировую историю он называл коллективной биографией.
По мнению Шпенглера, культуры обладают душой, как все живые организмы. Когда некая культура зарождается, происходит пробуждение души. После смерти души культуры она становится цивилизацией.
Характерные черты цивилизации
Цивилизация характеризуется следующими отличительными чертами:
- космополитизм;
- существование городов-гигантов;
- научный атеизм или мертвая метафизика;
- проявление массовости вместо народности.
Шпенглер полагал, что существует восемь основных культурных типов:
- вавилонский,
- египетский,
- индийский,
- китайский,
- арабский или магический,
- классический или аполлоновский (греко-римский),
- западный или фаустовский,
- мексиканский.
У каждой культуры имеется своя база – парасимвол, который отражается во всех культурных сферах того или иного народа и определяет характеристики каждой культуры:
- образ мысли,
- характер философии и науки,
- характер искусства,
- верование.
Основные этапы жизни культуры по Шпенглеру
По мнению Шпенглера, рождение культуры – это результат разделения реальности на «историю» и «природу». Реальность как природа – это то, как человек через свои чувственные органы воспринимает культуру. Реальность как история – это образ, который человек создает благодаря своей интуиции; он соотносит этот образ со своей жизнью.
Таким образом, можно сказать, что историческое познание реальности кардинально отличается от естественного понимания окружающего мира. В своих трудах О. Шпенглер так же рассматривает общественные формы и системы, соответствующие определённым стадиям развития культур.
- Предкультурная стадия. Для нее характерны плотоядность, кочевой образ жизни, противостояние природе.
- Ранний культурный период. Он представлен двумя стадиями:
- феодализм,
- аристократическое государство.
На данной стадии культуру определяют два главных явления: возникновение городов и двух общественных классов (аристократия и священнослужители). Постепенно городская культура начинает возвышаться над деревенской. Урбанистические ценности становятся приоритетными. Формируется буржуазия, ее влияние на общество постепенно крепнет.
Можно выделить три основные ступени:
- становление государства;
- становление абсолютной монархии (различные классы общества, как аристократия, буржуазия и духовенство, объединяются в единую нацию);
- падение абсолютизма, революция, власть народа.
- Последняя стадия культуры по Шпенглеру, как уже отмечалось, называется цивилизацией. Этот период характеризуется распадом государства, превращением народа в разнородную массу. Человек превращается в раба машин и технологий, а устав от этого, начинает стремиться к воссоединению с природой, что обуславливает вторую волну духовного подъёма.
Впоследствии демократия заменяется властью тиранов. В государстве начинается ориентация на массовость. Средства массовой информации доносят до людей лишь то, что им нужно слышать, по мнению политиков, происходит манипуляция правдой.
Устав от такого положения дел, народ готов отбросить свои иллюзии свободы и бороться за правопорядок и безопасность – наступает последняя стадия цивилизации, которая называется Цезаризм.
Навигация по статьям