Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Понятие "золотого века" в культуре
Содержание:
- 25 июня 2023
- 7 минут
- 413
Золотым веком культуры человечества называют мифологему, обозначающую образ счастливого человечества, которое получило в дар вечную юность, мир и праздность.
Понятие "золотого века" человеческой культуры
В своем труде «Работа и дни» Гесиод писал о том, что в этом мире люди были бы богами, не знающими горя, печали и тяжелого труда. В те времена, в которые жил Гесиод, люди относились к мифам, как к реальности и действительно верили в то, что «золотой век» культуры существовал на самом деле, а может быть придет вновь.
Золотой век воспевали не только античные поэты, но и люди эпохи Средневековья и Просвещения. Миф о «золотом веке» говорил о том, что когда-то давно случилось так, что человеческая жизнь утратила свое совершенство. Затем многие представления о «золотом веке» проецировались на человеческое будущее, в связи с чем он приобрел утопические черты. Соответственно, данная тема особенно интересна теоретикам социальной утопии, который находят в ней смысл, близкий к их концепциям. Идеальный образ прошлого дает возможность развивать социум. Затем у людей постепенно формировалось историческое мышление, в связи с чем мифологема «золотого века» человечества превратилась в идеальную концепцию, привлекающую утопистов и реформаторов. Особенно данная идея вдохновила людей во времена Великой французской революции.
Миф о «золотом веке» культуры человечества – это уникальное явление, оно лежит в основе многих культур. Человек регулярно возвращался к этой идее, раз за разом, вне зависимости от того, в каком историческом периоде находился и какими были условия его существования. Впервые упоминания о «золотом веке» встречаются у философов эпохи Античности, однако сами по себе корни данной идеи уходят глубоко в древность. Данная мифологема обрастала все новыми и новыми подробностями с каждой новой эпохой.
Периоды древних эпох
Современные ученые склоняются к тому, что «золотой век» наилучшим образом вписывался в периодизацию древности, предложенную Гесиодом в труде «Работа и дни», где им были выделены пять периодов. Поэт Овидий, живший в Древнем Риме, в своей работе «Метаморфозы» выделял четыре древних периода. Периоды, которые были выделены Гесиодом, совпадали с археологическими эпохами, которые были выделены современными учеными:
- Протонеолит
- Неолит
- Медный век
- Бронзовый век
- Железный век
Овидий и Гесиод полагали, что «золотой век» был колыбелью человечества. Он начался при Кроносе-Сатурне, а завершился в эпоху Зевса-царя. Мыслители эпохи Античности описывали данный период как «вечную весну», когда природа одарила людей щедрыми богатствами, а у людей были огромные стада.
После «золотого века» наступил «серебряный», который начинался с правления Зевса-Юпитера. В это время климат испортился, люди были вынуждены строить укрытия из ветвей и других материалов, которые попадались под руку, а также учиться вспахивать поля. В те времена среди людей еще не были распространены жертвоприношения богам.
Третий период носил название «медного», т.к. в это время появились первые орудия труда, сделанные из меди, а также первое медное оружие. Начались кровавые войны, которые, вероятно, еще пока не носили грабительский характер. Жилища люди делали из глины медного цвета, медью покрывались и крыши домов.
Четвертый период отсутствовал у Овидия, однако Гесиод выделял его и называл родом героев. Данный период был перед веком «железных» людей. В данный период было хорошо развито мореплавание, однако было очень много битв и войн, которые так или иначе привели к тому, что данное поколение погибло.
Последнее поколение жило в период железного века. Данный период характеризовался разрушением системы семейных ценностей, падением моральных устоев, умы людей будоражила жажда наживы, многочисленные войны и завоевания.
В древнеиндийском произведении «Махабхарата» также упоминалось о том, что история человечества делилась на древние периоды, которые назывались «югами». Древние индийцы выделяли такие периоды:
- Критаюга – золотой.
- Третаюга – серебряный
- Двапараюга – медный
- Калиюга – железный
В данной периодизации также показано то, как постепенно ухудшалась жизнь людей, начинали падать устои их морали и нравственности, людей поглощала жажда наживы и власти.
В представлении древних индийцев важнейшее значение придавалось драхме – совокупности установленных правил и норм, которые необходимо соблюдать для того, чтобы поддерживать космический порядок. В золотой период драхма царствовала над всеми людьми. В серебряный она двигала только тремя четвертями людей, в то время как остальные были подвержены беззаконию. В медный период дхарма была вытеснена беззаконием наполовину, а в железный – дхармой пренебрегали три четверти населения. Таким образом, можно увидеть, как по мере движения развития общества, люди становились все более слабыми не только физически, но также и духовно, и морально. Главная характеристика данной периодизации заключается в ее цикличности, в соответствии с которой после Калиюги должна была снова наступить Критаюга, которая в данном случае была бы представлена особо высокоразвитой цивилизацией.
Таким образом, можно сказать, что периодизации культуры человечества, которые были даны в произведениях Овидия и Гесиода, в Махабхарате, в сказаниях древних германцев и славян, а также представителей разных культур, также совпадает с современной археологической классификацией древних эпох:
- Протонеолит – золотой период
- Неолит – серебряный период
- Медный век, как и у Гесиода. Овидий писал, что третий период может соответствовать или медному веку, или и медному, и бронзовому одновременно (эпохе палеометалла, которая началась с медного века), в то время как период бронзового века им был опущен.
- Бронзовый век – четвертый, героический период по Гесиоду, которого нет у Овидия.
- Ранний железный век.
Навигация по статьям