Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

XIX век в истории русской живописи и искусства

Содержание:

Русская живопись XIX века

Живопись первой половины XIX века в основном характеризуется стилем «академический классицизм». Академия художеств призывала всех художников следовать основным канонам классицизма и создавать картины с религиозной тематикой, библейскими и мифологическими сюжетами. 

Молодые художники не были довольны установленными правилами и желали в своем творчестве выйти за академические рамки. Многим из них это удалось. 

Пример 1

В своем творчестве В. Тропинин и О. Кипренский придерживались идей романтизма, основные темы которого в тот период времени были связаны с национальным подъемом из-за Отечественной войны 1812 года 

Пренебрегая строгими канонами классицизма, художники стремились в живописи отразить многообразие, а главное уникальность окружающего мира. Новое восприятие видоизменило привычные на тот момент портрет и пейзаж и способствовало рождению нового жанра – бытовой картины. 

Замечание 1

Основателем бытового жанра считается А. Венецианов, основной темой которого в творчестве была сельская жизни. Примечательно, что художник – землемер по образованию – бросил службы ради искусства

Бытовые картины также рисовал П. Федотов. Сюжеты его полотен наполнены и комедийно-сатирическим, и драматическим смыслом, за что художника называли «Гоголь в живописи». 

Выдающимся художником XIX века был К. Брюллов, который умудрялся сочетать в своих произведениях несколько стилей, в частности романтизм и академизм. Также академизм был характерен для А. Иванова, который 20 лет трудился над своей знаменитой картиной «Явление Христа народу». 

Во второй половине XIX века живописцы обратились к новому стилю – критическому реализму. Началом этого периода русской живописи являются творческие пути И. Крамского, В. Перова, Г. Мясоедова, которые позже объединились в Товарищество передвижных художественных выставок. В народе их стали называть по-простому: художники-передвижники. 

Они определили наиболее важные направления развития русской живописи, а посредством своих передвижных выставок стремились всячески пропагандировать живопись русских художников. 

Замечание 2

Товарищество передвижных художественных выставок приняло в свои ряды практически всех талантливых художников, прославивших Россию на весь мир: Репина, Сурикова, Маковского, Поленова, Левитана, Серова и пр. Сейчас их полотна выставляются во всех самых знаменитых музеях и галереях

Русская архитектура XIX века

В начале XIX века в архитектурном искусстве России начал активно развиваться ампир. 

Замечание 3

Ампир (от слова «империя») или высокий, зрелый классицизм для российской архитектуры стал отражением национального подъема, связанного с Отечественной войной 1812 года, и был наполнен идеями воинской славы и патриотизма 

Для ампира характерен резной, лепной и литой декор. В этом стиле выполнено очень много построек в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. 

Однако именно в Петербурге ампир стал основным стилем в архитектуре. Например, здание Адмиралтейства, созданное архитектором А. Захаровым с портиками по всему фасаду. В этом же стиле выполнен весь Невский проспект, с которого открывается вид на Казанский собор. 

Архитектор О. Монферран был создателем проекта Исаакиевского собора, а его оформление как внутри, так и снаружи создали скульптор П. Клодт и художник К. Брюллов. Много архитектурных ансамблей Петербурга связаны с именем знаменитого скульптора К. Росси. К примеру, Александрийский театр, Михайловский дворец, который сегодня является домом Русского музея, а также здания Сената и Синода. 

В архитектуре Москвы XIX века больше усматривается классицизм. С этим стилем связаны имена выдающихся архитекторов, среди которых О. Бове, создавший Большой театр и манеж, Д. Жилярди, построивший Опекунский совет на Солянке. 

Ампир и классицизм пришли на смену различным эклектическим течениям, а именно псевдорусскому или русско-византийскому стилю. Поэтому некоторые здания Москвы соединяют в себе несколько стилей. Так, К. Тон объединил традиции древнерусской архитектуры и строгие пропорции и симметрии классицизма. Это можно заметить на примере узких арочных окон и архитектурного декора русского и византийского происхождения. 

Замечание 4

К. Тон является создателем проектов Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя (в память избавления России от нашествия Наполеона)

 

Навигация по статьям

Выполненные работы по культурологии
  • Культурология

    Научный и художественный взгляды на мир

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Выполнена:

      23 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      900 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Не нужна правка содержания

    • Вид работы:

      Исправление и доработка готовой работы

    • Выполнена:

      12 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      2 000 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Театральная цензура Москвы в е гг XX века

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      12 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      11 200 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Диалог культур и культура диалога в XXI в

    • Вид работы:

      Исправление и доработка готовой работы

    • Выполнена:

      11 июня 2024 г.

    • Стоимость:

      2 000 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    утрата традиционных культурных ценностей

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      24 мая 2024 г.

    • Стоимость:

      1 500 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Технология ОДКН сновы духовнонравственной культуры народов россии а

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      29 апреля 2024 г.

    • Стоимость:

      900 руб

    Заказать такую же работу