Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
А.Блок "Стихи о Прекрасной Даме": описание стихотворений
Содержание:
- 11 декабря 2024
- 6 минут
- 311
Лирика “Стихи о Прекрасной Даме”. Первый том
Эта книга содержит ранние стихотворения Александра Блока, разделенные на три части:
- "Перед светом" (лат ."Ante lucem", 1898-1900гг.),
- "Стихи о Прекрасной Даме" (1901-1902гг.)
- "Распутья" (1902-1904гг.).
В ней чувствуется мистическая стремление молодого поэта к любви, красоте и истине, при этом он еще не осознает темные и бездушные стороны жизни. Основой для биографии книги служит история любви Блока к будущей жене. Любовь Дмитриевна Менделеева - дочь знаменитого химика, чье поместье Боблово находилось недалеко от Шахматова, где жил поэт. Их знакомство произошло летом 1898 года, настроения и чувства, возникавшие до этой встречи, нашли отражение в первом цикле произведений.
Идеи и образы героев
В "Стихах о Прекрасной Даме" отношения двух влюблённых представлены через ряд лирических "новелл", где главными персонажами становятся Рыцарь, Поэт, Инок и Князь, а их возлюбленные — Царевна, Царица, Дама, Златокудрая и Святая. Обозначения "Прекрасная Дама", "Вечная Жена" и "Святая" для возлюбленных побуждает обратиться к культурной традиции.
Основными источниками идей и образов этого произведения и "Стихов о Прекрасной Даме" выступают:
- Средневековый рыцарский культ, который повлиял на романтические и возвышенные образы в поэзии Блока.
- во-вторых, лирические произведения Данте Алигьери, посвященные его возлюбленной Беатриче, которые вдохновили Блока на создание образа Прекрасной Дамы.
- Стихи Александра Пушкина, такие как "Жил на свете рыцарь бедный..." и "Мадонна", которые также отразились в мотивах и поэтике Блока.
Также важно упомянуть философию Владимира Соловьёва, поэта и религиозного мыслителя, описывающего "рыцаря-монаха" и утверждающего существование Божественной мудрости — Софии, которой он придавал значение земной любви как отражению небесного.
Краткий анализ
Поэзия первого тома лирики многогранна и отражает различные грани любовных переживаний автора. В ней можно увидеть предвкушение первой настоящей любви, как в стихотворении "Ветер принес издалека...". Присутствует также благоговение перед объектом любви, выраженное в стихах "Я, отрок, зажигаю свечи..." и "Встану я в утро туманное...". Кроме того, в некоторых произведениях прослеживается чувство собственной незначительности в сравнении с предметом любовных чувств, что проявляется в стихотворении "Вхожу я в темные храмы...". Герой испытывает страх, что реальный облик возлюбленной не совпадает с идеальными представлениями о ней ("Предчувствую Тебя. Года проходят мимо..."). Эти переживания лишены земной чувственности, как и облик героини — земных черт, а сами стихи — конкретности. Мир ранней лирики Блока пуст, почти неосязаем. Стихотворение "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо..." (4 июня 1901г.) стало символом младосимволизма:
Впрочем восход здесь представляет собой скорее символ возлюбленной, чем реальное явление ("Как ясен горизонт! И лучезарность близко"). Герой ещё не видит свою Возлюбленную, но предчувствует ее появление. В моменте одновременно раскрываются две последовательности образов:
- Первая отображается в томлении лирического героя по его любимой. Они лишены конкретных черт, и практически ничего не известно ни о герое, ни о его объекте влечения. Возлюбленная скорее символизирует его мечты и предвкушения. Это делает возможным множество интерпретаций. Стихотворение можно расценить как исповедь юноши, мечтающего об идеале любви, но и страшась, что его возлюбленная не оправдает его ожидания:
- Важно отметить другую интерпретацию: возлюбленная не имеет даже имени, и обращаясь к ней как "Ты", герой подчеркивает, что сама любовь приобретает скорее духовный характер. Его внимание сосредоточено на возвышенных аспектах, земные же заботы для него не важны. Он боится, что во время земного воплощения его Прекрасная Дама может "изменить облик", и её небесная сущность превращается в демоническое искушение.
Темы изменчивости земной жизни и её "неверности" в дальнейшем станут ключевыми в творчестве Александра Блока, в том числе и мотив "сна жизни", заданный в эпиграфе к тексту, заимствованном из стихотворения В. С. Соловьёва:
В стихах заключительного раздела первого тома с названием "Распутья" усиливаются беспокойные предчувствия поэта ("Все ли спокойно в народе?.."). Образ лирического героя теряет привычную цельность и иногда обретает демоническую двойственность:
Навигация по статьям