Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik

А.К. Толстой. Лирика (1817-1875 гг..)

Художественный путь

Алексей Константинович Толстой – писатель широкого дарования: глубокий лирик, острый сатирик, оригинальный прозаик и драматург.

Примечание 1

Его литературный путь стартовал с повести "Упырь", опубликованной в 1841 году под псевдонимом "Краснорогский", которая получила положительные отзывы Белинского.

Тем не менее, после этого А.К. Толстой на долгое время прекратил публикацию своих работ, среди которых были такие лирические шедевры, как "Колокольчики мои...", "Василий Шибанов" и "Курган". В 1840-е годы он начал писать роман "Князь Серебряный". Его пауза в творчестве, вероятно, была вызвана высокими требованиями, которые привил ему дядя Алексей Перовский, более известный как Антоний Погорельский. А.К. Толстой вновь появился в печати только в 1854 году: в "Современнике", выпускаемом Некрасовым, с которым он незадолго до этого встретился, опубликованы несколько его стихотворений и ряд сатирических работ с Козьмой Прудковым. Позднее писатель прекратил сотрудничество с журналом и начал печататься в "Русском вестнике" М. Н. Каткова, а в конце 1860-х годов начал работать с "Вестником Европы" М. М. Стасюлевича.

Лирика А.К. Толстого

Автора часто называют сторонником концепции "чистого искусства". Однако его лирика разнообразна и не ограничивается традиционными темами, к которым обращаются поэты, следующие эстетическим принципам. Он активно откликался на важные события своей эпохи, его лирика насыщена гражданскими темами. Свою позицию в литературных и политических дебатах той эпохи он отразил в стихотворении "Двух станов не боец, но только гость случайный..." (1858), в котором рассматривается конфликт между "западниками" и "славянофилами" (первоначально адресованное И. С. Аксакову). Тем не менее, смысл стихотворения выходит за рамки этого спора.

Примечание 2

Толстой передает главную этическую установку – он стоит на стороне истины и отвергает следование идеям только из-за их популярности среди знакомых.

Фактически, позиция А. К. Толстого в этих спорах, характеризующих 1850–1860-е годы, заключается в защите идеалов добра, веры и любви, утверждая высокие духовные ценности, которые вдруг стали восприниматься как устаревшие. Писатель сохраняет свои взгляды под давлением новых течений, он не уходит от споров и не уходит в себя (что свойственно сторонникам "чистого искусства”) – он сам является борцом, что отражено в начале одного из его стихотворений: "Господь, меня готовя к бою..."

Диалог в “Против течения” (1867 г.)

Через стихотворение "Против течения" ведется диалог с теми, кто, как и А. К. Толстой, ценит вечные ценности, для кого важны мечты, вдохновение и вымысел, кто способен воспринимать красоту мира. Настоящий период времени ему представляется мрачным и агрессивным – поэт физически ощущает "давление нового времени". Тем не менее, Толстой говорит о скоротечности новых взглядов, поскольку человеческая суть остается неизменной: он по-прежнему верит в добро и красоту, а также видит живое движение природы. Духовные основы продолжают оставаться стабильными. Храбрые "друзья", о которых поэт говорит, уподобляются подвигу ранних христиан. Аналогия из истории демонстрирует, что правда не за большинством, а за той небольшой численностью, кто идет "против течения".

Послание “И.А. Гончаров” (1870 г.)

О преданности своим убеждениям и безысходности внутреннего одиночества думающего человека речь идет в послании "И. А. Гончарову". "Для своей живи лишь мысли", – призывает Толстой художника. Для этого слоя лирики А.К. Толстого характерна высокая публицистичность и однозначная оценка современности, что проявляется в лексике, создающей ощущения мрака и давления, отражая современную эпоху (например, образы "черных туч" и "натиска нового времени").

Символизм в стихотворениях

Стихотворение "Темнота и туман застилают мне путь..." (1870 г.) являет образ царь-девицы, для поэта она – воплощение гармонии и красоты, идеал, стремление к которому составляет основу жизни. А. К. Толстой применяет образ дороги, который в русской литературе устойчиво ассоциируется с жизненным путем, поиском своего духовного направления и осмыслением жизни. Лирический герой, не боясь, шагает в темноту, так как только внутреннее противостояние тьме создает надежду к встрече с загадочной царь-девицей. Образное оформление этого стихотворения направляет к лирике символистов.

Алексей Толстой определяет современность как "шум толков, сплетен и хлопот", в том числе и осматривает смену эпох, завершение старой дворянской культуры. В его стихах - "Ты помнишь ли, Мария..." (1840-е гг.), "Шумит на дворе непогода..." (1840-е гг.), "Пустой дом" (1849?), - появляется экспрессия опустевшего дома, символизирующего упадок рода, распад связи времен и забвение семейных притч. Лирика Толстого начинает присваивать предметам символическое значение, пространственный образ передает течение времени. Это можно отнести к пушкинскому принципу прогресса лирического сюжета. Впрочем в стихотворении "По гребле неровной и тряской..." (1840 г.) концепция времени обретает неожиданный лермонтовский поворот. В восприятии лирического героя одновременно сосредотачиваются две оценки времени: персонаж существует в реальном временном потоке, но также теряет чувство текущего момента.

Примечание 3

Содержательное значение стихотворения предельно просто: это ряд знакомых бытописательных и пейзажных сцен, мимо которых проходит взор героя во время движения.

Все увиденное ему кажется обычным: реальность, созерцание которой обычно не вызывает никаких эмоций или размышлений. Однако вдруг лирический герой осознает, что уже ранее испытывал это чувство: "Все это когда-то уж было, // Но мною забыто давно". Почему появилось это ощущение? Это – культурная память, находящаяся в самом существе человека и проявляющаяся на подсознательном уровне. Такие моменты "узнавания" позволяют осознать родственную связь с родной землей.

Тема Родины в лирике А.К. Толстого

Чувство родины проявляется по-разному: в интересе к исторической тематике и в употреблении народно-поэтических чередований.

Историческая тема для Толстого, без всякого преувеличения, является любимой, и он рассматривает её со всех сторон, в различных жанрах: он создает баллады, былины, сатирические стихотворения, элегии, романы и трагедии. Особенно его привлекала эпоха Ивана Грозного, когда XVI-XVII века воспринимались как переломный момент в истории России. Непосредственно в это время, как считал Толстой, происходило вымирание исконного русского характера, утрата правдолюбивого духа и стремления к свободе.

А. К. Толстой различал в русской истории два промежутка:

  1. Киевская Русь, "русская" (до монгольского нашествия),
  2. "Русь татарская".

Киевская Русь – это то самое историческое прошлое, в котором писатель видел общественный идеал. Страна являлась открытой для внешнего мира, активно поддерживала дипломатические связи с другими государствами. Это была эпоха героизма. В своих балладах - "Песня о Гаральде и Ярославне" (1869 г.), "Три побоища" (1869 г.), "Песня о походе Владимира на Корсунь" (1869 г.), "Боривой" (1870 г.) и "Роман Галицкий" (1870 г.), - Толстой собирает комплексный образ героя-воина, демонстрируя его благородие и искренность. Совершенно по-другому Толстой изображает Русь периода Ивана Грозного. Объединение под единым центром Толстой считал причиной упадка духовности Руси. Интересны его размышления о современном европейском мире (который он знал очень хорошо), в котором поэт предвидел утверждение "господства посредственности" (об этом идет речь в одном из споров А. К. Толстого с Тургеневым, который поддерживал демократические реформы во Франции). Толстой прогнозировал распространение подобных течений и в других странах (например, в Италии). Тем не менее всякая централизация, по мнению поэта, грозит потерей исконных черт и самобытности. Поистине культурное общество может существовать только в небольших государствах, примерами которых для Толстого служили Киевская Русь и Новгород. Поэтому писатель не воспринимал объединение русских земель вокруг Москвы во благо для истории России. Московский этап, по глубочайшему убеждению Толстого, стал утверждением "татарщины" в русском сознании, которое проявляется в раздорах, бесправии, насилии и невежестве. А.К. Толстой писал:

Скандинавы не установили, а нашли вече уже совсем установленным. Их заслуга в том, что они это подтвердили, тогда как отвратительная Москва уничтожила его… Не было необходимости уничтожать свободу, чтобы покорить татар. Не стоило разрушать менее сильный деспотизм, чтобы заменить его сильнее.

Моя ненависть к московскому периоду... это не тенденция – это я сам. Откуда взяли, что мы антиподы Европы?

Балладу "Поток-богатырь" (1871 г.) писатель создает как историческую панораму, которая позволяет увидеть суть произошедших изменений. Богатырь отправляется в сон во времена Владимира, а пробуждается в эпоху Грозного и современности Толстого. Прием отстранения позволяет автору увидеть тысячелетнюю русскую историю глазами предков, а не потомков. Прежде всего, исчезают единство, справедливость и правдолюбие. Рабство перед положением становится нормой. В современном контексте Толстой акцентирует внимание на разрушении традиционных моральных устоев, распространении материалистических идей, а также на ложности слов – то есть, он отказывается принимать все то, что называется "прогрессом".

Историческая тематика проявляется уже в ранних произведениях А.К. Толстого. Обычаи исторических элегий развиваются в стихотворении "Колокольчики мои..." (1840 г.), хотя поэт изменяет жанр. Обычно, историческая элегия отражает, как герой из настоящего обращает свой взгляд в прошлое, сопоставляя бывшее с настоящим. Прошедшие эпохи позволяют осознать современность и выявить общие закономерности времени. Это, например, имело место в исторических элегиях Батюшкова (одного из основоположников жанра) и Пушкина. Элегия А.К. Толстого отличается речевым выражением, которое исходит не от героя-современника, а от древнерусского воина, который мчит по степи. Однако это не просто стремительное движение в бескрайнее пространство; а дорога "к цели неизвестной", путь, который "знать не может человек – // Знает Бог единый". Человек оказывается наедине со степью, таким образом в стихотворении появляется мотив судьбы, которая воспринимается как личная, а также как судьба страны. Личная судьба героя не ясна ("Упаду ль на солончак // Умирать от зною? // Или злой киргиз-кайсак..."), но будущее для него очевидно: оно связано с единством славянских народов.

Монолог с лирическим концептом построен в виде обращения к "колокольчикам", "цветикам степным". Этот прием апострофы не просто риторическая фигура, характерная для эпохи Толстого. Он позволяет выразить сущностную черту сознания древнерусского человека, который еще не утратил языческих представлений и живет в гармонии с природой, не противостоя ей. Такое восприятие мира напоминает известный памятник древнерусской литературы – "Слово о полку Игореве".

Стих "Ты знаешь край, где все обильем дышит..." (1840-е гг.) имеет больше традиционный исторический стиль элегии. Лирическая медитация в нем представлена в виде воспоминания об идеальном мире, строение элегии (вопросительная форма, наличие адресата) воссоздает атмосферу интимности. В то же время стихотворение стремится преодолеть индивидуальность, вовлекая чужое сознание в круг переживаний.

Сначала поэт рисует в воображении ряд пейзажных сцен, наполненных покоем и тишиной. Это идеальный мир, в котором человек является неотъемлемой частью. Тут ощущается полнота жизни, сохранена память о героическом прошлом, которое живет в преданиях и песнях ("О старине поет слепой Грицко"). Образ "кургана времен Батыя" напоминает о славных временах. Упоминаемые исторические фигуры и события оживляют тяжкое, и в то же время яркое прошлое. Такими приемами в стихотворении начинает звучать история, превращаясь в эпическое сказание. Таким образом, затерянный идеальный мир становится не далеким в пространственном плане, а конкретной историей Украины. В результате эмпирический угол сменяется временным, и лирический герой принимает идеал лишь в мечтах о героических ушедших эпохах.

Баллады и былины

Историческая тематика прорабатывается поэтом в виде жанров баллад и былин. Баллады берут вдохновение от домонгольского периода русской истории. Литературные аналитики обычно выделяют две направленности баллад: русское и зарубежное. Созерцая прошлое, А. К. Толстой не имеет цели быть исторически достоверным, в чем писателя порой упрекают - в его балладах слова и вещи выполняют лишь декоративную функцию, не отражая духовность и конфликт эпохи. Толстой выражает интерес не масштабу событий, а личности, действующие в момент некоторых событий, поэтому баллады можно рассматривать в роли психологического портрета.

Ранние баллады ("Василий Шибанов", "Князь Михайло Репнин" (1840-е гг.), "Старицкий воевода" (1858 г.)) Толстого выражены обращением к трагическим событиям русской истории (в первую очередь - эпоха Ивана Грозного). В более поздних балладах ("Боривой", "Змей Тугарин" (1867 г.), "Гакон Слепой" (1869–1870 гг.), "Три побоища", "Канут" (1872), "Роман Галицкий", "Песня о походе Владимира на Корсунь" и др.) отмечается разнообразие как по темам, так и по формам. Они насыщены различными интонациями: патетическими, торжественными, ироническими и юмористическими. Ключевым конфликтом в этих балладах выступает противостояние двух направлений в христианстве. Нравственная сила персонажей основана на их верности православию.

А. К. Толстой не копирует образцы фольклора в былинах; он не стремится подражать былинному стиху: его произведения написаны двусложным или трехсложным ямбом. Поэт покинул идею простой передачи известных сказаний об Илье Муромце, Алеше Поповиче или Садко. Своеобразное действие в этих былинах отсутствует. Как сам Толстой высказался о былине "Садко": там "есть только картинка, так сказать, несколько аккордов... нет рассказа". Это также касается и самой известной былины "Илья Муромец". Поэт не рассматривает конкуренцию в фольклорном происхождении, так как оно "всегда выше переделки".

Тем не менее, используя жанр народной песни, А. Толстой показывает незаурядное мастерство ее техники, применяя художественные конструкции, которые характерны для фольклора: вопросно-ответные формы, параллелизм, системы повторов, инверсии, тавтологии и т. д. В обрамлении фольклорной традиции Толстой нередко отказывается от рифмы, и это создает ощущение естественности и непринужденности текста. Писатель опирается на характерную народную образность: в его стихах возникают "сыра земля", "грусть-тоска", "кручина", "горе горючее", "путь-дороженька", "поле" и др. Также используются традиционные зачины, где "собеседником" может выступать природная реальность ("Уж ты нива моя, нивушка..."), или душевное состояние ("Уж ты, мать-тоска, горе-гореваньице!", "Ты почто, злая кручинушка..."). Мир природы в песнях не самодостаточен, он помогает герою выразить свои внутренние переживания ("Вырастает дума, словно деревце..."). Тематика песен разнообразна: это и события истории, и любовь, и поиски правды, и размышления о судьбе и тяжелой доле.

Тема и значение любви

Герои фольклорной песни, как правило, вполне конкретны: это разбойники, ямщики, добрые молодцы и т.д. Однако Толстой применяет форму народной песни для выражения глубоких личных переживаний. Песня "Ты не спрашивай, не распытывай..." рассказывает о чувствах поэта к С.А. Миллеру. Стихотворение написано 30 октября 1851 года, вместе с произведениями "Средь шумного бала, случайно...", "Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!" и "Мне в душу, полную ничтожной суеты...", и образует своеобразную серию.

Любовная лирика Толстого взаимодействует на двух сознаниях (его и её), при этом доминирует грусть. Чувства героев взаимны, но также и трагичны. Жизнь женщины полна внутренних страданий, что вызывает ответное ощщение у героя:

Ты прислонится ко мне, деревцо, к зеленому вязу:

Ты прислонись ко мне, я стою надежно и прочно!

Стабильным противопоставлением в любовной лирике А. К. Толстого выражается противоречие между хаосом и гармонией. Хаос преодолевается именно благодаря гармонии в любовных чувствах. В элегии "Средь шумного бала" конкретная ситуация, возникающая из реального опыта, перерастает в символическую сцену. Тому содействует образ бала и внимание на указанном сопоставлении. В произведении фиксируется момент рождения чувства, который преобразовывает мир. Сперва герой воспринимает внутреннюю жизнь как шум, "мирскую суету" без какой-либо организующей доминанты. Когда появляется героиня (в сильной смысловой позиции Толстой использует слово "случайно") и изменяет мир, становясь центром и вытесняя все другие чувства и восприятия. При этом сам внешний быт остается неизменным, но внутреннее состояние героя меняется. Такое преображение отражено через звуковую картину: шум на балу (сочетания музыки, разговоров, музыки танцующих) сменяется звуками, связанные с безмятежным состоянием: "отдаленная свирель", "моря играющий вал" и звучание женского голоса ("смех твой, и грустный и звонкий").

Воспоминание о встрече развивает лирический сюжет. В памяти героя всплывают черты облика героини. Мы не знаем целостного портрета, а лишь знакомы с отдельными чертами: тонкий стан, "задумчивый вид", звук голоса, речь. Внутренние признаки образа женщины – противоречие веселья и грусти, создающее ощущения тайны.

Стихотворение "Мне в душу, полную ничтожной суеты..." описывает ту же внутреннюю ситуацию: чувство любви как внезапный порыв, страсть, которая меняет мир, оживляет душу героя, но одновременно разрушает мелочное, суетное.

Для А. К. Толстого любовь являлась божественным даром, высшим гармонизирующим началом. В строках стихотворения "Меня, во мраке и в пыли..." (1851 г. или 1852 г.) звучит: "И всюду звук, и всюду свет, // И всем мирам одно начало, // И ничего в природе нет, // Что бы любовью не дышало". Здесь заметна связь с "Пророком" Пушкина. Любовь открывает человеку беседу с ("немолчный разговор") миром. Поэта ставит задачей в передаче одухотворенности бытия. Толстой говорит о творческой силе слова, утверждая: "...все родится от Слова".

Навигация по статьям