Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
Художественные средства и литературные особенности в рассказе «Ионыч» А.П. Чехова
- 2 декабря 2024
- 6 минут
- 144
Литературные особенности рассказа «Ионыч»
А.П. Чехов обладал уникальным даром «в кратком изложении длинных мыслей». Рассказ «Ионыч» является ярким тому примером. В традиционном рассказе обычно акцентируется внимание на поступке героя или значительном событии, которые детально анализируются автором и содержат его оценку. Однако в произведении Чехова главный фокус смещен на обычное течение повседневной жизни, где события не имеют интригующей структуры. Вместо динамичного сюжета мы наблюдаем повседневность, которая, тем не менее, не является самоценной.
Чехов, сокращая пространственное повествование, превращает его в лейтмотивное повествование, где динамичный ритм повторений формирует ассоциативное повествование и наделяет текст особой глубиной. Например, акцентируя внимание на внешности и манере передвижения Старцева, Чехов развивает лейтмотивы оскорбления и старения личности.
Художественные детали играют ключевую роль в конструкции рассказа. Мысли и переживания писателя выражены через предметный мир, отражая проблемы, которые его волнуют, и его концепцию личности. Концентрация на материальном благополучии поглощает человека, делая его безликим (примером может служить потеря имени Дмитрием Ионычем, когда в итоге он становится просто «Ионычем»). Повседневность исключает существование, и это демонстрирует закон всеобщей разобщенности и обыденности. Испытания, с которыми сталкивается герой в быту, становятся распространенной ситуацией в произведениях Чехова.
Характеристики героев и способы выражения их характеров
Чехов не объясняет личности своих героев, однако читатель формирует представление о них, сравнивая самооценку героя с мнениями окружающих. Характер Старцева определяется сменой повествовательных ракурсов:
- В первой части – «интеллигентный человек»;
- Во второй части – «необыкновенный, удивительный доктор»;
- В четвертой части – «надутый поляк»;
- В пятой части – «не человек, а языческий бог».
Чехов изображает внутреннее состояние героя, не показывая перехода между чувствами. Автор делает акцент внимания читателя на одной детали, которая в полной мере передает образ. Используя внутренний монолог, традиционный для русской литературы, Чехов разбивает его на отдельные реплики, что придаёт повествованию динамичность. Он часто отдает предпочтение формам несобственно-прямой речи, стремясь вызвать сопереживание читателя к герою.
В героях рассказа Чехова остается много неясного, и это одна из особенностей его стиля, когда не акцентируется авторская позиция, что создаёт обманчивое впечатление «объективности» или «нейтралитета» автора.
Бывает, что произведения Чехова называют новеллами, но в классической новелле всегда присутствует новизна – открытие. В рассказах Чехова нет внешних сюжетных поворотов, следовательно, нет и открытий. Авторская ирония заключается в том, что больше важны моменты, которые не произошли, и вероятно, никогда не произойдут. Интерес смещается с событий на психологию персонажа и его настроение, превращая события в «подробности чувств».
Композиция рассказа
Мастерство А.П. Чехова как рассказчика ярко проявляется в композиции «Ионыча». Композиция рассказа служит одной цели – показать постепенное угасание духа героя и невзрачную жизнь обывателей. Для чего автор применяет множество художественных приемов.
В первую очередь, плавно и неуклонно он упрощает композиционно-сюжетную линию. По мере развития сюжета исчезают элементы, такие как диалоги и пейзажи, что связано с эволюцией образа Старцева. Когда Ионыч был молод, его интересовали любовь, общение и музыка. В это время диалоги и пейзажи подчеркивали его чувства и переживания. Сужаясь, круг интересов Старцева ведет к тому, что диалоги и яркие пейзажи теряют свою актуальность.
Рассказ делится на пять частей. В первой части читатель знакомится с доктором Старцевым и семьей Туркиных. Старцев по-прежнему способен различать истинный талант от посредственности, влюблен в работу и испытывает заинтересованность к Екатерине Ивановне.
В третьей части Старцев утрачивает интерес к искусству, его жизнь становится скупой, а азартные игры и накопительство становятся главными способами получить удовольствие от жизни. В четвертой части он погружается в мысли о зарабатывании и радуется, что не связан браком. Финал рассказа знаменуется превращением Старцева в Ионыча – унылую личность, ищущую радости в богатстве, и морально обедневшую. Чехов считает, что самоуспокоенность и нежелание что-либо менять – это проявления духовной деградации.