Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.
А.С. Пушкин “Евгений Онегин”: роль романа в творчестве автора
Содержание:
- 18 декабря 2024
- 11 минут
- 78
История и идея создания
Роман "Евгений Онегин" занимает особое место в творчестве Александра Пушкина. Его начало было положено в мае 1823 года, а завершен он был 26 сентября 1830 года в Болдино. Пушкин подсчитал, что над романом он трудился "7 лет, 4 месяца и 17 дней". Таким образом, от первой идеи, сформированной в Крыму в 1820 году, до издания в полном объеме прошло 13 лет. За это время как сам Пушкин, так и русский контекст, в который он вписывался, претерпели значительные изменения.
Создание "Евгения Онегина" отражает духовную эволюцию самого автора, и этот процесс можно проследить через предшествующие произведения, такие как "Руслан и Людмила" и "Кавказский пленник".
В поэме "Руслан и Людмила" (1817–1822) Пушкин применил множество новаторских приемов, которые снова появятся в "Евгении Онегине". Эта поэма стала важным этапом, на котором читатели замечали богатство сюжета, включая вопросы многослойности и контрастных жанров. Например, сложная структура нарратива вызывала недоумение у критиков, которые искали единую линию повествования и требования классической поэтики. В "Руслане и Людмиле" Пушкин мастерски комбинирует различные стилевые и жанровые элементы: от балладных ужасов до игривых, лирических моментов.
Направление к "Евгению Онегину" становится более явным в романтической поэме "Кавказский пленник" (1821–1822). Здесь автор впервые изображает современного героя с "озлобленным" умом, передавая ощущение разочарования и усталости от жизни — состояние, которое позже станет центральным для образа Онегина. Это состояние хандры, характерное для поколения Пушкина, отражает общую атмосферу времени. Эмблематично, что такие ощущения впоследствии стали заметными не только для поэта, но и для его современников, например, в записях Н. И. Тургенева или поэзии Батюшкова.
"Кавказский пленник" стал первой попыткой Пушкина запечатлеть состояние душевной скуки — важную тему, которая впоследствии продолжит исследоваться в "Евгении Онегине". Пушкин выражает стремление понять, откуда берется это пресыщение жизнью и почему возникает такое состояние. Хандра, согласно Пушкину, не является лишь чертой отдельной личности, а скорее — результатом духа времени, преднамеренно накладывающего на понимание жизни тяжелый отпечаток.
Отдельное внимание в романе уделяется открытому финалу, который не завершает судьбы персонажей, оставляя вопросы и возможности его продолжения. Пушкин создает ощущение того, что жизнь продолжается за пределами написанного, что делает роман актуальным и живым. Финал "Евгения Онегина", подобно окончанию "Кавказского пленника", наполнен намеками на неизбежные изменения и душевные метания, что придает произведению особую глубину и смысл.
Таким образом, "Евгений Онегин" является не только центральным произведением Пушкина, но и произведением, вобравшим в себя лучшие черты его предшествующих работ, отражающим дух времени и внутренние переживания поколения, ставшего на пороге новых общественных изменений.
Жанр "Евгения Онегина" и его особенности
Александр Пушкин сам определял свой роман "Евгений Онегин" как "свободный", что подчеркивает его уникальность и независимость от литературных стереотипов. Пушкин активно полемизирует с литературной традицией, обновляя в сознании читателя элементы поэтики классического романа.
Одним из самых необычных аспектов "Евгения Онегина" является его форма — роман в стихах. Пушкин создает новый тип строфы, известный как "онегинская", состоящей из четырнадцати строк — трех четверостиший и завершающего двустишия (коды), с рифмовкой ababccddeffegg. Эта форма была впервые использована в стихотворении "Таврида" (1822), первая строфа которого вошла в текст "Евгения Онегина".
Каждая онегинская строфа представляет собой законченное смысловое единство, заключая в себе определенный сюжет. Исследователи выделяют два типа строф:
- первые, где присутствует эпическое начало,
- и вторые, развивающие отвлеченные мысли.
Первый тип строфы включает в себя экспозицию и завязку в первом четверостишии, развитие действия во втором и кульминацию в третьем, с ироническим финалом в двустишии. Второй тип построен логически, где первые два четверостишия представляют тезис, а последующее — антитезис и синтез.
Ирония, пронизывающая роман, разрушает привычные представления читателей, но она не является разрушительной; напротив, ее балансирует личное исповедальное начало, основанное на жизненном опыте автора. Это подводит к выводу, что психологию и жизнь нельзя свести к стереотипам, что подтверждается сложной сюжетной организацией романа.
Сюжет романа
Основной сюжет "Евгения Онегина" представляет собой "роман героев", однако также важны и менее заметные сюжеты, такие как "возможный" сюжет, лирический сюжет, сюжет автора и "чужие" сюжеты. "Возможный" сюжет иллюстрирует множественные варианты развития жизненных ситуаций, таких как судьба Ленского, который мог стать поэтом или жить жизнью заурядного помещика, но его судьба трагична — он погибает на дуэли.
Лирический сюжет раскрывает внутренний мир авторской личности через раздумья, признания и воспоминания, в то время как центральные персонажи проявляются через свои действия и диалоги. Хотя Пушкин включает элементы своей биографии, образ автора не следует полагать идентичным автобиографическому Пушкину; он выступает как воплощение определенного мировосприятия и этических норм.
Сюжет автора раскрывает механизмы творчества и подчеркивает экспериментальный характер романа. Пушкин сам называет свой роман "рассказом несвязным", подчеркивая непринужденность повествования и включение множества сюжетных линий. Образ автора включает в себя его сомнения и поиски, полемику с литературными канонами и соображения о том, каким должен быть современный роман.
"Чужие сюжеты" представляют собой литературный контекст "романа в стихах", где Пушкин заимствует элементы из других авторских произведений, создавая многослойную текстуальность. Онегин соотносится с байроновским Чайльд-Гарольдом, а также с "сатаническим" героем Мельмота-скитальца, что подчеркивает богатство литературных аллюзий.
В "Евгении Онегине" Пушкин применяет новые принципы создания характеров. Внутренний мир героев складывается под влиянием эпохи, воспитания и среды, а сюжет сосредоточен на редких, но поворотных событиях. Пушкин оставляет значительное количество важных моментов вне текста, чтобы подчеркнуть непредсказуемость судьбы героев. Татьяну первоначально планировалось сделать второстепенной фигурой, но её поступок изменил ход сюжета и показал глубину её характера.
Это приводит к более глубокому пониманию связи героев с миром, от которого они пытаются удалиться. Дуэль Онегина, который отрицает светскую жизнь, показывает его зависимость от общественного мнения и норм. В роман неведомо, что еще происходит с героями между важными событиями, но они возвращаются к читателю на новом этапе их жизни, изменив свою реакцию на прежние обстоятельства, оставляя внутренний мир прежним.
Композиция романа
Композиция "Евгения Онегина" обогащает концепцию "неизменной изменчивости". Она характеризуется симметрией, внезапными обрывами сюжетов и различными сюжетно-композиционными инверсиями, где начало и конец могут быть связаны таким образом, что прерывается основной сюжет. Эти художественные приемы создают контрастные образы и сложные сюжетные линии, формируя объемную и многослойную картину жизни, мысли и чувств героев.
Роман "Евгений Онегин" оказал значительное влияние на становление русского реалистического романа. Многие открытия, сделанные Александром Пушкиным, были восприняты такими авторами, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Лев Толстой, Фёдор Достоевский и другими. В частности, было глубже осмыслено понятие главного героя как выразителя настроений своего времени – "героя" своего поколения. Личность становилась центральным элементом романного повествования, при этом также учитывались и социальная среда, и мир, в которых человеку приходилось жить.
Кроме того, роман Пушкина был пронизан историческим контекстом: в нем упоминались реальные исторические события, звучали отголоски политических споров и настроений. Герой оказывался в самой гуще жизни, даже если пытался от нее сбежать. В характере и судьбе главного героя часто отражались противоречия своего времени, а его внутренняя жизнь представляла собой постоянные метания и поиски высшей цели (сознание героя можно обозначить как "кризисное"). Рядом с ним всегда находился сильный и духовно богатый женский персонаж. Проходя через "испытание любовью", герой, как правило, не выдерживал его.
К числу воспринятых особенностей пушкинского романа относится отсутствие развернутой экспозиции, что выражается во внезапном включении в поток жизни, а также наличие "открытого" финала. Принцип антитезы, присущий "Евгению Онегину", отразился на системе образов и организации сюжета произведений последующих мастеров, включая противопоставление столицы и провинции.
Работа Пушкина вошла в традицию русского реалистического романа как через явные, так и скрытые цитаты. Таким образом, можно утверждать, что роман "Евгений Онегин" стал своего рода "каноном" для будущей русской литературы, оставаясь не застывшим, а постоянно варьируемым.
Навигация по статьям