Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Двойники Раскольникова

Определение 1

Литературный двойник - это персонаж, который вводится автором в художественное произведение для того, чтобы лучше раскрыть образ главного героя и служит средством более глубокого психологического анализа главного героя.

Система двойников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский нацелен на решение важной нравственной и психологической задачи – показать ошибочность выдуманных теорий и выявить их разрушительное воздействие. Одной из таких теорий стала идея Родиона Раскольникова, центрального героя этого произведения. Он пришел к выводу, что сильная личность может игнорировать моральные законы ради достижения своих целей. У него были благие намерения – вытащить свою семью, мать и сестру, из нищеты и унижений. Но здесь возникает важный вопрос – оправдывает ли цель все средства?

Постепенно писатель демонстрирует ложность теории Раскольникова, описывая ее разрушительное воздействие на душу героя, ведя читателя к пониманию того, что нет такой цели, которая могла бы оправдать преступление, и нельзя избежать наказания за содеянное. Помимо государственным законам существуют законы совести, обмануть которые невозможно никому.

Достоевский умело использует прием двойничества, чтобы подчеркнуть слабость и несостоятельность теории Раскольникова. Персонажи-двойники зеркально отражают различные аспекты личности и убеждений главного героя. Их поступки и мотивы обостряют и пародируют идеи Раскольникова, заставляя читателя критически осмыслить его теорию. Эти второстепенные персонажи служат своеобразными "кривыми зеркалами", в которых отражаются и приумножаются все сомнительные стороны взглядов Раскольникова, что в конечном итоге демонстрирует их несостоятельность и ведет к духовному краху главного героя. Благодаря этому роман становится не столько судом над преступлением, сколько судебным разбирательством характера, личности и психологии человека. Родион обладает острым и выдающимся умом, добрым и отзывчивым сердцем. Он способен на любовь, глубокие чувства и сопереживание. Однако, имея в голове антигуманную, античеловеческую теорию, Раскольников постоянно сомневается и оправдывает свои преступные замыслы идеями справедливости и добра. Для подтверждения своих мыслей Достоевский вводит в действие персонажей-двойников Раскольникова: Лужина, Лебезятникова, Свидригайлова и Разумихина.

Эти фигуры демонстрируют те же теории и мысли, которые мучают Раскольникова, но представляют их в «чистом виде», без маскировки идеей добродетели.

Примечание 1

Многогранность и противоречивость личности Раскольникова находит свое зеркальное отражение в образах других персонажей романа, создавая сложную и глубокую художественную ткань произведения Достоевского.

Двойники Раскольникова

Дмитрий Разумихин

Первым двойником Раскольникова в сюжете романа выступает его друг Дмитрий Разумихин. Он является полной противоположностью главного героя. Разумихин предстает более жизнерадостным и оптимистичным. Дмитрий активно помогает Раскольникову преодолеть трудности, строит планы на будущее и никогда не падает духом, даже перед лицом жизненных невзгод. В то время как Раскольников мрачен, молчалив и не справляется со сложностями. На фоне Разумихина апатия главного героя становится еще более заметной. Достоевский также подчеркивает сходство между ними: оба молодые, порядочные, умные и мечтающие о светлом будущем. Но способы достижения этой цели у друзей различны: Дмитрий трудится, чтобы преодолеть нищету, а Раскольников, руководствуясь идеей, решается на преступление.

Петр Петрович Лужин

В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" образ Петра Петровича Лужина, жениха Авдотьи Романовны, сестры главного героя, действительно можно рассматривать как еще одного двойника самого Раскольникова. Лужин является лицемерным человеком, который стремится выглядеть благородным, несмотря на свое истинное подлое нутро. Его принцип – «все средства хороши» – создает сходство с Раскольниковым. Облик Лужина помогает понять эгоизм Раскольникова.

Свидригайлов

Не вызывает симпатий у читателей загадочный Свидригайлов. Это порочный человек, которому чужды законы морали. Он способен на растление детей, убийства и измены. Высказывание Свидригайлова «Мы одного поля ягоды», обращенное к Раскольникову, позволяет читателю осознать их общий внутренний мир. Как и Свидригайлов, Раскольников совершает преступление, и, хотя люди погибают от его действий, он не испытывает раскаяния. Это сближает героев. Фигура Свидригайлова полна противоречий, как и образ Родиона: он может совершать добрые дела, например, помогает детям Мармеладова, но это не меняет его отвратительную сущность. Через Свидригайлова Достоевский демонстрирует, к каким страшным последствиям приводит безнаказанность и пренебрежение христианскими принципами.

Лебезятников

По замыслу автора, Лебезятников образно показывает увлечение молодежи новыми идеями. Он глуп, но добродушен. Этот персонаж - пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Он осуждает подлость Лужина так же, как и сам Раскольников. Если Родион опирается на свою теорию, то Лебезятников считает себя прогрессистом. Он уверен, что все его взгляды истинны, как и Раскольников. 

Достоевский раскрывает их образы по-разному. Внутренние терзания Раскольникова оспаривают его теорию, а мнимый прогрессизм Лебезятникова выставляется на юмористическом фоне. Автор наполняет характеристики персонажа глубокой иронией, делая Лебезятникова «комическим» двойником Раскольникова.

Порфирий Петрович

В некотором смысле к двойникам Родиона можно отнести и следователя Порфирия Петровича. Этот мудрый персонаж проявляет понимание к запутавшемуся студенту и искренне ему сочувствует. Порфирий сам разобрался в модных теориях и остановился на пути, и теперь пытается помочь Раскольникову.

Женские двойники Раскольникова

Авдотья Раскольникова

Некоторые черты характера Раскольникова отражаются в женских персонажах. Писатель, описывая Авдотью Раскольникову, акцентирует их внешнюю схожесть и родственную душу. Дуня умна, независима и горда, как и ее брат, но эти качества помогают ей выбрать верный путь и избегать ошибок.

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова – самый важный человек в жизни Раскольникова. Она верующая, чувствительная и добра, что отличает ее от Родиона. Но в них есть и общее: оба осуществили преступление и стали отверженными. В отличие от Раскольникова, Соня считает себя грешницей и хочет искупить свою вину через страдания. Раскольников, напротив, уверен в своей правоте. Образ Сони позволяет Достоевскому донести до читателя главную мысль романа и развенчать бесчеловечные идеи главного героя.

Навигация по статьям