Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Рассказ “Темные аллеи” И.А. Бунина. Позднее творчество

Рассматриваемое произведение открывает цикл рассказов с одноименным названием и выступает заглавным в этом сборнике. Оно является ярким примером позднего творчества Ивана Бунина, когда его индивидуальное восприятие и стиль письма уже сформировались, и его работы заняли свое место в золотом фонде российской и мировой литературы.

Символизм названия рассказа

Рассказ "Темные аллеи" был написан в 1938 году, в период, когда автор, обладая значительным опытом, начал создавать истории о любви. Это можно расценивать как подтверждение символизма названия: "Темные аллеи" используются для рассказа о "светлом" чувстве — любви. Возможно, с учетом богатого опыта, Бунин начал воспринимать это чувство не столь безобидным и легким, как это часто представляется. В сюжете сборника присутствуют воспоминания писателя о печальной и роковой любви к своей музе — Варваре Пащенко, где написано о болезненном расставании и преждевременной смерти девушки. Название цикла говорит о возвращении автора к любимым и близким ему временам, что формирует одну из отличительных черт его позднего творчества — акцент на памяти. Следуя духу символизма, "Темные аллеи" предлагают нам заглянуть в прошлое, в которое вплетаются сюжетные линии.

Сюжет и портреты героев

Сюжет рассказа разворачивается вокруг воссоединении двух персонажей, которые когда-то были влюблены друг в друга, но долгое время не виделись. Основу рассказа составляют их неожиданная встреча и трагизмы неудавшейся любви. Возобновление отношений происходит в «…холодное осеннее ненастье…».

Следует отметить, что осенняя атмосфера не только служит местом действий, но также создает природно-психологические параллели, показывая, что герои переживают «осенний» период своей жизни:

  • главный герой — Николай, мужчина старше 60 лет;
  • главная героиня — Надежда, женщина средних лет, 48 лет.

Несмотря на возраст, оба персонажа готовы к возобновлению когда-то вспыхнувшего чувства любви.

 

Персонажи представляют собой полные противоположности: Николай на первый взгляд — отрицательный персонаж, не сумевший сохранить любовь и расплатившийся за это:

Пример 1

«Он не смог учесть такую мелочь, как взаимная любовь. Наказан он был не только предательством жены, но и сыном-«негодяем».

Тем не менее, Бунин не стремился лишь показать недостатки главного персонажа и его наказание. Автор хотел отразить не только ненадежность, но и сложные противоречия характера человека, сложность натуры героя.

Образ главной героини также неоднозначен: она представлена женщиной, которая в молодости любила Николая и продолжала любить его на протяжении всей жизни, что вызывает симпатию у читателя.

Однако, при более внимательном рассмотрении, Надежда также становится неоднозначным и противоречивым персонажем. В первой сцене она напоминает внешне постаревшую цыганку, ее описание подчеркивает непривлекательное внешнее обличие. Внешность Надежды сейчас контрастирует с ее образом в годы любви, когда Николай говорил: «Как хороша ты была!» Это противопоставление подчеркивает не только признаки старения, но и то, как Николай когда-то не замечал недостатков в Надежде и видел лишь ее привлекательные черты.

Некоторые литературные критики связывают разрыв между персонажами с их социальными статусами: Надежда была простой крестьянкой. Однако, со временем она освободилась от этого статуса и теперь управляет постоялым двором, ее финансовое состояние значительно улучшилось. Несмотря на то, что социальные различия больше не актуальны, персонажи всё равно не могут быть вместе. Автор подчеркивает, что их разъединяет не социальное, а внутреннее несоответствие.

 

Николай ранее чувствовал это несоответствие, и с течением времени это восприятие стало более очевидным, в то время как Надежда не понимает истинные причины их разлучения. Понять внутреннюю несоответствие помогает стихи, которые Николай читает своей возлюбленной о "темных аллеях". Хотя Надежда слушает, она не осознает их глубокий смысл.

Пример 2

«И все стихи мне изволили читать про всякие “темные аллеи”».

Неспособность Надежды погрузиться в чувства Николая заставляет его понять, что её непонимание и отсутствие той духовной широты, которую он желал видеть в своей спутнице, служат преградой. Николай сохраняет в себе старые, но живые чувства к Надежде и желание встретиться с ней, но уже в молодые годы он осознал, что его возлюбленная отличалась от него не социально, а морально и духовно.

Это воссоединение показывает разницу между ними. Как и прежде, она не может понимать Николая. Его гордая муза не в силах простить его, эмоционально испытывая такую же боль и утрату, как и он сам.

В итоге главный герой не остается с героиней, а вновь уходит, что подчеркивает безграничность и завершенность тем размышлениям, которые поднимает автор в своем рассказе, как и самих аспектов человеческой жизни.

Главная идея произведения

Каждому человеку необходимо разобраться в своих чувствах и найти решение, которое будет для него правильным и повлияет на его судьбу. Главные герои рассказа «Тёмные аллеи» ощущают любовь друг к другу, стремясь остаться вместе, но вновь расстаются. В завершении рассказа мы видим двух опечаленных возлюбленных, наполненных чувством пустоты и отсутствия любимого человека рядом.

Направленность повествования

Повествование ведется от третьего лица, но интонация рассказа создает ощущение близости между главным героем и рассказчиком. Использование приема несобственно-прямой речи придает повествованию глубину и искренность. Голоса Николая и автора переплетаются, создавая атмосферу доверия и делая рассказ интимным для читателя.

«Темные аллеи» выделяются глубокой психологической направленностью и приближением к реальности. Произведение отражает едва уловимые сакральные мысли героев, которые заключаются в детальном описании их душевных страданий.

Навигация по статьям